Posted 10 июня 2015,, 16:33

Published 10 июня 2015,, 16:33

Modified 31 марта, 07:41

Updated 31 марта, 07:41

"Эхо" отзвучало

10 июня 2015, 16:33
"Эхо Петербурга" приостановило вещание в Северной столице. В городе становится меньше самостоятельных медиаресурсов, поскольку редакционную политику все чаще определяет Москва. "Пространство правды" сокращается, считают эксперты.

"Эхо Петербурга" приостановило вещание в Северной столице. Роскомнадзор до 22 июня приостановил действие лицензии радиостанции, которой владела «Музыкальная фактория» (компания занималась трансляцией "Эха" в городе с 1998 года).

Теперь на сайте городской радиостанции размещено изображение главного редактора Алексея Венедиктова, облаченного в футболку с надписью "Problem?", а также сообщение: "Эхо Петербурга" закрывают". Тем самым, видимо, сотрудники петербургской редакции попытались указать на виновника произошедшего.

Дело в том, что в Северной столице «Эхо Москвы» осуществляло свое вещание по довольно непростой схеме. С одной стороны, учредителем «Музыкальной фактории» с долей 51% является принадлежащее «Газпром-медиа» ЗАО «Эхо Москвы». С другой стороны, миноритарными акционерами, которые контролируют 49%, являются Татьяна Кагляк и Сергей Недоводин. По лицензии «Эхо Петербурга» имело право осуществлять собственное вещание в течение 16 часов в неделю, а все остальное время - транслировать «Эхо Москвы».

Конфликт между московскими и петербургскими акционерами разгорелся в начале года, когда был поднят вопрос о том, кто именно должен руководить филиалом в Северной столице. В течение 15 лет пост генерального директора "Эха" занимал Юрий Федутинов, который одновременно возглавлял петербургскую редакцию. Однако фактически его обязанности в городе исполняла Татьяна Кагляк. Уход Федутинова обернулся скандалом. Петербуржцы считали, что генеральным директором «Эха Петербурга» должна стать Кагляк, москвичи настаивали на кандидатуре Анны Сахаровой. В Северной столице были категорически против столичного управленца. В итоге на выборах генерального директора петербургского «Эха», которые состоялись 19 февраля, победу одержала Кагляк.

Ответная реакция не заставила себя долго ждать. Сразу после выборов главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов пригрозил расторжением контракта и отменой лицензии на вещание. Сообщалось, что жители города и области в последний раз услышат петербургское "Эхо" на частоте 91.5 FM 16 марта. Тем не менее трансляция не прекратилась даже 17 марта. Более того, в городе на Неве фактически появилось два «Эха».

С начала марта в режиме корреспондентского пункта в гостинице Helvetia стало работать петербургское бюро «Эха Москвы», которое возглавила приехавшая из столицы Ольга Бычкова. На 3-й Советской улице же продолжала функционировать редакция «Эха Петербурга».

Сложно сказать, как именно отреагировал на произошедшие изменения слушатель. Вряд ли кого-то сильно интересовало, какая именно редакция подготовила, например, утренний обзор местной прессы, а какая пригласила для федеральной передачи местную звезду. Однако на федеральном «Эхе» стало действительно больше новостей из Петербурга. "Промосковская" редакция использовала буквально любой информационный повод в Петербурге, вплоть до одиночного пикета. Оказалось, что и такие новости стали интересовать центр.

По-разному на конфликт отреагировали сами журналисты. Часть из них ушла в бюро - в Helvetia, утверждая, что не имеет желания работать на "чужой" частоте, часть решила остаться на прежнем месте.

При этом продолжались внеэфирные битвы. После того как федеральное «Эхо» расторгло договор, «Музыкальная фактория» подала в Роскомнадзор заявку на изменение концепции вещания. Поддержки эта инициатива в ведомстве не нашла. Зато в мае сам регистратор пришел в «Эхо Петербурга» с внеплановой проверкой. Итогом стало требование заключить новый договор на вещание с ЗАО «Эхо Москвы». Сделано этого не было. Да вряд ли кто-то всерьез рассчитывал на то, что новый договор будет заключен. Участники конфликта умудрились за полгода рассориться друг с другом.

Исполнительный директор «Эха Петербурга» Сергей Недоводин считает, что приостановка вещания «Эха Петербурга» все-таки не является актом цензуры. «Это захват, расправа над неугодными акционерами, вот и все. Никто не скрывает, что с помощью Роскомнадзора с нами расправляются», — подчеркнул он. При этом сам «неугодный акционер» уверен, что все точки над i должен расставить суд, который состоится 25 июня.

По словам главного редактора бюро «Эха Москвы» в Петербурге Ольги Бычковой, на работе представительства редакции отзыв лицензии Роскомнадзора никак не отразится. Бюро будет и дальше существовать в формате корреспондентского пункта. «В федеральном эфире бюро будет по-прежнему слышно, а в Петербурге, к великому сожалению, нет. Работаем. Ждем когда разрешится вся эта обидная, печальная и неприятная ситуация, а дальше будем заново создавать радиостанцию», - рассказала Бычкова.
По словам редактора, площади гостиницы все-таки не подходят для работы радиостанции. Планируется переезд в другое помещение. «Но это все со многим если. Если все будет так, как мы хотим, если мы выйдем на конкурс, если мы получим частоту вещания, и если, и если... Я держу пальцы скрещенными, затаив дыхание жду развития событий», - пояснила Бычкова.
Отзыв лицензии на вещание радиостанции совпал с крайне неоднозначными событиями, происходящими в сфере петербургской журналистики. Так, медиасообщество взбудоражил приход в город холдинга News Media Арама Габрелянова, под контроль которого перешло 100ТВ. Реформирование телеканала обернулось массовыми сокращениями.
"Навалилось все сразу: и 100ТВ, и "Эхо Петербурга". Для культурной столицы это слишком много. Я считаю, что это серьезная проблема", — заявила депутат петербургского ЗакСа Марина Шишкина. Она также подчеркнула, что от потери сразу двух городских источников информации пострадают в первую очередь сами же депутаты, вне зависимости от их политической позиции, так как их "просто никто не увидит".
Депутат Борис Вишневский считает, что без "Эха Петербурга" трудно представить "пространство правды". "У нас крайне мало что останется. К сожалению, все сжимается, как шагреневая кожа", — сказал Вишневский. Депутат также подчеркнул, что от приостановки работы "Эха" пострадают петербуржцы, у которых уменьшится количество источников информации. "Эхо" нужно не депутатам, а жителям", — сказал он.
На то, что в городе становится все меньше собственных крупных медиаресурсов, обращает внимание политический обозреватель Сергей Шелин. "Если окончательно прекращает существование "Эхо Петербурга", то, по-моему, остается два — "Росбалт" и "Фонтанка"", — отметил он. При этом, по мнению Сергея Шелина, в ситуации с "Эхом", когда возник спор между хозяйствующими субъектами, "виноват более сильный". Конечно же, главная вина ложится на "Эхо Москвы". И вероятно, лично на господина Венедиктова", — считает Сергей Шелин.
"Мне не кажется, что где-то лежит какой-то составленный по пунктам план — закрыть "сотку", закрыть "Эхо Петербурга", — полагает политический обозреватель. — Но общая тенденция превращения СМИ в симулякры и пропагандистский инструмент совершенно очевидна. Это направление, в котором дует ветер. Поэтому любые изменения в статусе, руководстве каких-либо медиа контролируются таким образом, чтобы эти медиа превращались в пропагандистские инструменты центра. И мы видим это на примерах последнего времени тоже".
Впрочем, не все настроены так пессимистично. «Я знаю, что все в порядке. Это просто какие-то бюрократические вопросы. Там нет трагедии, как говорят "приостановка", "запрещение". Все нормально. Просто происходит юридическая дрязга, вполне себе невинная и не имеющая под собой всей этой эсхатологии, которую ей приписывают», - отметил журналист Александр Невзоров.

Но даже если и так, это не отменяет того факта, что городское медиа-пространство "провинциализируется". Все идет к тому, что петербургские СМИ рискуют полностью потерять свою самостоятельность, поскольку редакционную политику будет определять Москва.