Posted 14 июня 2015,, 16:07

Published 14 июня 2015,, 16:07

Modified 31 марта, 07:39

Updated 31 марта, 07:39

"Сети все возрасты покорны"

14 июня 2015, 16:07
Интернетом в России пользуются около 9% пенсионеров. Многие пожилые люди, не освоившие компьютер, остаются за пределами современного мира. В то же время новые технологии - это еще и способ продлить жизнь.

По данным социологов, Интернетом в России пользуются около 9% пенсионеров и 13% тех, кому больше 55 лет. При этом за чертой пенсионного возраста сегодня находится каждый пятый россиянин, а каждый седьмой из них уже старше 65 лет.

«Это огромная часть населения страны, которая, в большинстве своем остается за пределами цифрового мира», - напоминает Галина Солдатова, доктор психологических наук, член-корр. РАО, профессор факультета психологии МГУ, директор Фонда развития Интернета. Но как убедить пожилого человека, что ему необходимы компьютер и Интернет? Есть ли верхний возрастной порог для обучения компьютерной грамоте? Может ли у пенсионера возникнуть компьютерная зависимость? Об этом и многом другом Солдатова рассказала «Росбалту» в рамках проекта «Лучшая половина жизни».

- Галина Владимировна, от чего зависит, насколько успешно конкретный пожилой человек осваивает компьютер? Для некоторых пенсионеров, например, представляет проблему даже простой набор SMS на мобильном телефоне. А другие в возрасте за 70 легко управляются с планшетами, выходят в Интернет, общаются по скайпу.

- Во многом способность к освоению компьютера зависит от образования. Чем шире образование, тем познавательные возможности человека больше. С возрастом изменяется восприятие информации: труднее ориентироваться на улицах, воспринимать сразу много разных указателей. Поэтому пожилые люди порой даже игнорируют избыточную информацию в виде «лишних» знаков и инструкций. А когда начинают осваивать компьютер и Интернет, сталкиваются с тем же самым - там множество всяческих кнопок, опций, всплывающих окон, и надо как-то со всем этим разбираться. Для этого у человека должны быть, желательно, сохранные умственные и познавательные способности. Но они есть не всегда. К примеру, у людей, перенесших инсульт, зачастую имеются мозговые нарушения, которые не способствуют запоминанию деталей и концентрации внимания.

Другой осложняющий момент - боязнь новых технических устройств (технофобия). Даже если скорость умственной и физической деятельности и не снижается, человек может панически бояться осваивать новую технику. В чем это выражается? Кто-то осваивает компьютер с интересом, а кто-то даже не хочет начинать. Познавательные способности слабеют: труднее усваивается все незнакомое. Тянет к привычному, к тому, над чем не надо напрягать ум. С возрастом ухудшается механическое запечатление информации, но логическая память в то же самое время может сохраняться на прежнем уровне. Образная память ослабевает быстрее, чем смысловая. А Интернет – это во многом и есть образная память: запоминание иконок и самых разнообразных символов на дисплее.

- А если у пенсионера нет детей, внуков, близких, которые могут помочь ему со всем этим справиться? На компьютерных курсах зачастую преподают молодые люди, которые не делают скидок на индивидуальные особенности каждого обучающегося.

- Преподавать надо так, чтобы человек не переживал чувство своей собственной беспомощности, когда у него что-то не получается. На этот случай у нас есть специальные методики, адаптированные к повышенной утомляемости, неспособности быстро воспринимать информацию и переключать внимание, непониманию незнакомых терминов, затруднению моторики, наличию в характере черт консерватизма, недоверия к новому, боязни неудач. Иногда пожилой человек даже компьютерной мышкой не может толком овладеть. Вот это проблема!

Что тут делать? Мы помогаем людям опереться на свою логическую память, находим метафоры, образы, связанные со смыслом действий. Слабеющая непроизвольная память компенсируется ассоциативной или, скажем, навыком записывать необходимые сведения.

Главная цель обучения пожилых людей компьютерной грамоте – знакомство с возможностями доступа в Интернет и ролью компьютера в повседневной жизни, преодоление страха и неуверенности перед современными технологиями. Поняв, как и что устроено в компьютере, они начинают использовать его для досуга и помощи в повседневных делах: например, делают покупки, хранят фотографии, исследуют свою генеалогию, общаются с друзьями, внуками и взрослыми детьми, близкими по духу единомышленниками в социальных сетях. Разобравшись с навигацией в Сети, осваивают поиск полезной информации, оплату госуслуг и проведение прочих платежей через банки, учатся обращаться с ноутбуками, планшетами, айфонами и другими гаджетами, скачивают себе любимые книги и фильмы.

- Есть ли какой-то порог возраста для такого обучения?

- Можно сказать, нет. Сети все возрасты покорны. Такое название, кстати, носит социальная программа, разработанная на базе факультета психологии МГУ при поддержке одного из российских сотовых операторов.

Согласно теории поколений, которую в начале 90-х создали американские ученые Нил Хоув и Уильям Штраус, сегодня в России живут и работают представители шести поколений: самые пожилые люди 1900-1923 годов рождения, «молчаливое» поколение 1923-1943 годов, поколение «беби-бумеров» 1943-1963 годов, а так же поколения «икс» (1963-1984), «игрек» или «милениум» (1984-2000) и «зет» - родившиеся в 2000 году и позже. Наиболее активны из них четыре последних, а «игрек» и «зет», безусловно, относятся к «цифровым»: это дети, подростки, юноши и девушки студенческого возраста, а также их молодые родители.

При этом в «компьютерных» взаимоотношениях старших и младших поколений наблюдается любопытная особенность. Обычно старшие учат младших. Но в информационном обществе все происходит наоборот: дети учат своих пожилых родителей, а внуки и внучки - своих бабушек и дедушек. Молодые и совсем юные поколения выросли в «цифровом» мире, все там знают и умеют. А их бабушки и дедушки, а зачастую даже родители чувствуют себя как мигранты: они оказались в чужой им стране и не ориентируются в ней: не выучили язык, не знают, какую кнопку нажать и вообще ужасом на все это смотрят. В результате «аборигены» помогают «мигрантам» адаптироваться.

- Как убедить пожилого человека, что ему необходим компьютер?

- Допустим, вы решили приобщить к нему своих родителей. Для того чтобы у них возникло желание, скажем, подключиться к Интернету, есть смысл объяснить им ту конкретную пользу, которую они могут от него получить. Постарайтесь не терять при этом доброжелательности и терпения: надо учитывать, что потеря работы в связи с наступлением пенсионного возраста – кризисный момент в жизни человека, и ему, может быть, как никогда нужен поиск новых путей реализации своей активности. У пожилых людей хватает мотивов, чтобы отказаться от компьютера: «Для меня это слишком сложно», «Только не в моем возрасте», «Мне это ни к чему…», «Мне и так хорошо» и тому подобное. Пока человек сам не освоит компьютер, он не почувствует, какую пользу можно извлечь из виртуального пространства. Пока Интернет не освоен, «всемирная паутина» представляется пугающей и враждебной, а обилие в ней неизвестных терминов – сайт, браузер, аккаунт, логин, блог, клик – вызывает безотчетную тревогу.

Для начала, несколько простых советов. Для того чтобы пробудить у своих родителей (бабушек и дедушек) желание взяться за «комп», начните с того, что пригодится вашим близким в повседневной жизни, с чего-то простого и практичного. Например, электронная почта поможет им обмениваться письмами и фотографиями с друзьями и родными, живущими в других городах и странах, личный блог позволит найти в Сети единомышленников и поделиться с ними своим опытом и впечатлениями, а скайп даст возможность общаться с любым человеком в любом регионе планеты.

Объясняя, что тут к чему, постарайтесь максимально упростить свои «уроки». Людям старшего поколения легче знакомиться с Интернетом пошагово: вначале освоить мышь и клавиатуру, потом перейти к электронной почте и текстовому редактору. При этом каждую отдельную функцию от включения компьютера до регистрации на сайте лучше всего представить в виде четкой последовательности действий, которую необходимо зафиксировать на бумаге. Полезный ресурс для таких незамысловатых подсказок – сайт «Компьютерная академия для пенсионеров», где подробно показано, как самостоятельно запускать и останавливать компьютер, выходить в Сеть или создавать почтовый ящик.

Не забывайте, что пожилые люди чаще раздражаются, в чем-то более капризны, своенравны и недоверчивы, нежели сорока- или тридцатилетние. Поэтому наберитесь терпения и спокойно, методично повторяйте одно и то же, пока не увидите результат. Возраст не столько влияет на способность осваивать новое, сколько замедляет процесс обучения. Пожилые «юзеры» нуждаются в терпеливой и доброжелательной поддержке. Приготовьтесь на начальном этапе отвечать на множество «глупых» вопросов – в итоге это оправдывается.

Помогут в освоении ПК и курсы компьютерной грамотности, многие из которых работают в библиотеках и центрах социального обслуживания. Их также легко найти на сайтах «WEB-грамота» и "Бабушка и дедушка онлайн". Главное – не опускать руки, каким бы безнадежным не казалось вам порой это обучение.

И еще совет. Часто близкие покупают или отдают пожилым людям старые маленькие телефончики, которые неудобны для пользования. Это очень осложняет дело. Наоборот, надо покупать хорошие, удобные гаджеты с нормальным экраном и большими кнопками, по которым легко можно попасть пальцем.

- Ученые утверждают, будто изучение иностранных языков в преклонных годах замедляет старение мозга, улучшает память, развивает когнитивные способности и удлиняет жизнь. Может, и у освоения компьютера тот же эффект?

- Конечно! Это улучшение образа жизни и повышение ее качества, тренировка памяти и внимания, появление новых граней бытия. Позитивный процесс, который продлевает жизнь, если не несет с собой какую-то серьезную перегрузку. Это способ быть «в теме», стать ближе к молодым поколениям, к своим детям и внукам, говорить с ними на одном языке современных технологий.

- А как с этим обстоит дело на Западе, где общество технологизировано и у людей в солидном возрасте совсем другие возможности?

- Там у них зачастую возникают те же трудности, однако курсы для людей «третьего возраста» гораздо более распространены, чем в России, они доступнее и часто проводятся в рамках социальных программ. А у нас я таких программ даже не знаю.

- Может ли у пожилого человека возникнуть компьютерная зависимость?

- Разумеется, может. Чаще всего пожилые пользователи компьютеров обращаются к нам на линию психологической помощи за какой-нибудь справочной информацией. Но на самом деле, если человек одинок и у него есть доступ в Интернет, риск получить зависимость от виртуальной реальности достаточно высок: сами знаете, что туда можно уйти очень надолго. Особенно если вы редко выходите из дома, а тут вам на экране монитора открывается целый новый увлекательный мир… С одной стороны, это потрясающая возможность, а с другой, конечно, необходимо разумное дозирование. Кроме того, Интернет – очень серьезная нагрузка на зрение, опорно-двигательный аппарат и психику.

Но другого пути, по большому счету, все равно нет: сохранение активной позиции в пожилом возрасте сегодня напрямую связано с цифровыми технологиями. Надо помочь людям, уже переступившим пенсионную черту, но жизнерадостным и бодрым, быть полноценными членами технологизированного общества. В мире, где все вокруг оцифровывается, очень важно, чтобы эти поколения не выбрасывались из современного образа жизни, а «цифровой» разрыв между детьми, родителями и старшими становился меньше.

Беседовал Владимир Воскресенский