Мракобесы добрались до дьявола

С дома, расположенного напротив строящегося храма в Петербурге, сбили фигуру Мефистофеля. Местные жители подозревают в случившемся "православных активистов". Ценный культурный объект утрачен навсегда.


© Фото Вадима Ф. Лурье

Накануне с дома, который находится напротив строящегося храма блаженной Ксении Петербургской, сбили фигуру Мефистофеля. Соседство «дьявольского» здания с церковью дало повод местным жителям подозревать священнослужителей и православных активистов в вандализме. Во второй половине дня в уничтожении барельефа призналась анонимная организация «Казаки Петербурга». Не все верят, что это правда.

Более ста лет Мефистофель украшал фасад Дома архитектора Лишневского, который располагается на Лахтинской улице, 24. "Дом с дьяволом" любили и жильцы, и туристы, гулявшие по Петроградской стороне. В 2009 году напротив здания начали возводить храм блаженной Ксении Петербургской. Жители отнеслись к этому неодобрительно: на месте строительства располагались детская площадка и сквер. При этом горожане помнят, что еще тогда церковников смущала близость с символом нечистой силы. Пару лет назад один из священнослужителей даже грозил, что фигура Мефистотеля будет разрушена или же «сама упадет», когда церковь достроят, рассказал депутат Законодательного собрания Северной столицы Борис Вишневский.

Фото Вадима Ф. Лурье

Фото Александра Калинина

И вот признанный властями памятник архитектуры действительно уничтожили, даже несмотря на то, что он находился под защитой КГИОП. По словам жителей, во вторник на располагающейся рядом строящейся церкви установили крест, и сразу же после этого вокруг дома с дьяволом начали ходить люди, которые его активно фотографировали. В среду утром к жильцам пришли рабочие в форме без логотипа и попросили отодвинуть машины от окон, сославшись на предстоящий ремонт здания. Визитеры сообщили, что готовится плановая отбивка штукатурки. Вместо этого в середине дня один из рабочих свесился с крыши и отколол барельеф Мефистофеля. Кстати, уничтоженная скульптура являлся ключевым элементом фасада. Считается, что в ее основу лег образ великого Федора Шаляпина в образе Мефистофеля из оперы «Фауст».

Жители вспомнили, что останки барельефа рабочие поместили в «Газель» и увезли под наблюдением подошедшего полицейского, который никоим образом не вмешался в ситуацию, лишь проводив машину взглядом. Это запечатлено на фотографии очевидца, который вышел на грохот. Градозащитники предположили, что уничтожение памятника было не случайным. В Жилкомсервисе №2 в свою очередь заявили, что никаких работ на объекте не санкционировали.

Фото Александра Калинина

Фото Вадима Ф. Лурье

«К произошедшему мы относимся как к порче произведения искусства, - рассказывает владелец квартиры в доме Игнат Плетнев. - Вот представьте, что и на Эрмитаже снесли бы все скульптуры. Сказали бы, что там голые женщины стоят и прочее. Наш случай такой же».

По его словам, инцидент с домом Лишневского не первый. Так, в чердачном окне над барельефом ранее находилась скульптура ворона. Она исчезла в 2012 году, а кто именно ее похитил, до сих пор не известно.

Местные жители заподозрили, что виноваты в пропаже Мефистофеля "православные активисты". «В ближайшее время мы будем вынуждены проститься с определенным набором архитектурных красот, памятников и музейных экспонатов, чтобы вы все убедились, что от попов, от их мировоззрения, кроме запретительства, вандализма, скобарства и хамства, ждать нечего. Вероятно, нужны наглядные пособия», — прокомментировал ситуацию публицист, экс-депутат Госдумы Александр Невзоров.

В качестве одного из наглядных доказательств Невзоров привел судьбу Исаакиевского собора, который РПЦ хочет получить в собственность, и гениталии Аполлона, которые на сторублевой банкноте хотел запретить депутат Госдумы. Кроме того, до сих пор неизвестно, кто спилил языческих идолов в парке Сосновка.

У всех в памяти еще одна история - как православные активисты движения «Божья воля» сорвали выставку «Скульптуры, которых мы не видим» в московском Манеже. На ней были представлены экспонаты 60-70-х годов: работы Вадима Сидура, Николая Силиса, Владимира Лемпорта. Свой поступок активисты объяснили тем, что выставка кощунственна и экспонаты якобы оскорбляют чувства верующих. Стоимость реставрационных работ в Манеже эксперты оценили в 1,1 млн рублей.

«Очень не хотелось бы думать, что Мефистофеля сбросил очередной Энтео, очередные псевдоправославные экстремисты. Если это так, значит, светскому государству объявлена война», — сказал Борис Вишневский. «Ответственность за этот вандализм — на Милонове, Энтео и им подобных. Еще немного — и будут книги Гете и Булгакова жечь», - заметил председатель общественной организации “Демократическая платформа" Валерий Федотов.

Фото Александра Калинина

В свою очередь секретарь Союза воинствующих безбожников Андрей Кораблев заметил, что христианская традиция допускает изображение демонов и чертей - стоит вспомнить внешнее убранство католических соборов или православные иконы. "Но, как и образ Тангейзера, Мефистофель перерос рамки канонических представлений, стал частью народной культуры, а оттуда перешел на страницы книг и оперные сцены. Это больше не религиозный образ, а светский – часть светской культуры, именно поэтому он враждебен для фанатиков”, — предположил Кораблев.

В Санкт-Петербургской епархии причастность представителей прихода храма и православной церкви к произошедшему опровергли, назвав заметки в прессе «абсолютным информационным вбросом».

«Кроме предположений, кроме странных намеков, кроме каких-то непонятных аллюзий, мы не видим в информации, которая начала стремительно тиражироваться в СМИ, ни малейших оснований, чтобы связывать это с епархией или данным конкретным приходом», - заявила руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской епархии Наталья Родоманова, обратив внимание на то, что «храм возводится много лет кропотливо и терпеливо», причем этим занимается приход общества инвалидов Петроградского района.

В середине дня в истории произошел неожиданный поворот. В уничтожении Мефистофеля призналась организация «Казаки Петербурга», которая уже неоднократно проводила подобные провокационные акции в городе. Ранее активисты этой организации разбили стекло в музее Набокова, писали нецензурные слова на усадьбе писателя и здании «Ткачей», пытались сорвать лекцию руководителя Эрмитажа Михаила Пиотровского, не дали состоятся премьере спектакля «Лолита».

На этот раз «казаки» разослали во все петербургские СМИ письмо с множеством пунктуационных и орфографических ошибок, подписанное бывшим главой организации Денисом Горчиным. В нем сообщалось, что декоративный элемент с фасада здания сбили он и его единомышленники. Причиной тому стало, в частности, недопустимость присутствия образа дьявола в месте, где размещен православный храм.

«Священников церкви просим не винить, они тут ни при чем. И в сговоре с нами не состояли. Отец Константин никогда бы не осмелился. Поэтому осмелились мы. И еще есть несколько подобных грязных легенд и достопримечательностей в городе. Я призываю других наших сочувствующих присоединиться и всему этому положить конец», — говорилось в письме.

К тому же, по словам автора послания, не нужно называть подобный акт вандализмом и расценивать его как посягательство на культурную ценность. «Не надо считать, что мы разрушили чуть ли не Эрмитаж или покусились на какой-то памятник мировой величины. А подобный мусор, из-за которого раздули, что мы чуть ли не ИГИЛ, надо один раз убрать и жить настоящей культурой», — заключил Горчин.

«Росбалт» обзвонил городских казаков и священнослужителей, близких к казачеству, но никто из них ничего не знает о существовании организации «Казаки Петербурга», а фамилию Горчин все с уверенностью назвали выдуманной. Многие убеждены, что некие хулиганы просто прикрываются несуществующей организацией. «Думаю, что этот человек — фигура подставная, которую выставили вперед, чтобы он взял на себя ответственность и прикрыл истинных виновников случившегося. Кто они, я не знаю, но вряд ли бывший казак взялся бы такое организовывать. Тем более что там орудовала целая бригада», — прокомментировал в свою очередь депутат Вишневский. По его словам, это «типичный прием» в подобных ситуациях.

В любом случае петербургской полиции уже известно, кто сбрасывал Мефистофеля - в региональном МВД сообщили, что подозреваемые установлены. Возбуждено дело по статье 243 ("Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия") УК РФ.

Одного уже не изменишь — Дом с Мефистофелем на долгие годы останется черным пятном на градозащитной карте. Историк архитектуры и кандидат искусствоведения Борис Кириков отметил, что оригинал барельефа в результате безвестно утрачен. При отсутствии подлинника можно лишь сделать копию скульптуры, которая хоть и не заменит утраченного оригинала, но все же восстановит архитектурный облик сооружения, частью которой являлся Мефистофель.

«Сейчас поднялся шум, думаю, будет идти речь о восстановлении облика здания», - говорит координатор движения «Живой город» Юлия Минутина. Правда, процесс предстоит очень длительный. «Будут идти согласования, разработка проекта, поиск денег и виноватых. Боюсь, в ближайшее время мы не увидим барельеф», - сказала она. В самом оптимальном случае это произойдет через полтора года, считает собеседник. Но вероятнее, что Петербург потерял Мефистофеля на десятилетия.

Возможно, этой ситуации удалось бы избежать, если бы каждый раз вандалы, уничтожающие культурные ценности, получали должное наказание. А вообще, активистам, считающим себя православными, стоит задуматься о том, что если их примеру последуют представители других верований, то через какое-то время в городе станет в разы меньше культурных объектов - уничтожат и те, которые ценит РПЦ. Вряд ли кого-то из противников Мефистофеля устроит такой исход.

Петр Трунков

Истории о том, как вы пытались получить помощь от российского государства в условиях коронакризиса и что из этого вышло, присылайте на адрес COVID-19@rosbalt.ru