Posted 7 сентября 2015,, 19:54

Published 7 сентября 2015,, 19:54

Modified 31 марта, 06:24

Updated 31 марта, 06:24

«Не привился — болезнь отомстит жестко»

7 сентября 2015, 19:54
Медики считают, что кто-то специально пугает россиян, чтобы те не делали прививки: в Сети против вакцин выступают 35% граждан. Врачи напоминают: без прививок люди бы намного чаще умирали от болезней.

Медики считают, что кто-то специально пугает россиян, чтобы те не делали прививки. Официальные показатели выглядят не так уж устрашающе: от вакцинации отказывается только 3-5% граждан страны. Более показательными кажутся цифры, о которых сотрудники Министерства здравоохранения (Минздрав) рассказывают на конференциях по всей стране: в Интернете против вакцин выступают 35% граждан, еще 39% сомневается в их пользе. Врачи напоминают: без прививок люди бы значительно чаще страдали от опасных болезней и умирали.

«Есть два фактора, которые продлевают жизнь: это вакцинация и чистая вода. Доказано всем и вся», - говорит заместитель руководителя НИИ детских инфекций Александр Усков. На стороне этого заявления статистика: благодаря своевременным вакцинам, ежегодно в России предотвращается 2-3 млн смертей. Чем чаще люди прививаются, тем меньше болеют, также следует из отчетов Минздрава. По сравнению с 2013-м в прошлому году в разы реже лечились от гриппа, сальмонеллеза, острого гепатита B и других заболеваний. На конференциях, посвященных пользе вакцинации, которые чуть ли не еженедельно проходят в российских городах, медики напоминают, что в том числе из-за прививок продолжительность жизни за последний век выросла на 30 лет.

За годы борьбы с инфекциями люди практически до нуля сумели снизить заболеваемость полиомиелитом, корью, дифтерией, коклюшем и столбняком. «Мы создаем иммунитет в популяции, и популяция не страдает какими-то болезнями. Вы слышали, что кто-нибудь сейчас болеет чумой?» - задается риторическим вопросом Александр Усков.

Отказ от вакцинации в свою очередь грозит жизни отдельного человеку, а значит, и состоянию других — бюджет не получит средств. Цифры могут исчисляться сотнями миллиардов рублей, как это произошло в 2013 году, когда общий экономический ущерб от инфекционных болезней составил 440 млрд. Не соглашаясь прививаться, люди кроме того рискуют оживить уже побежденные болезни: к примеру, в прошлом году было зафиксировано более 4 тыс. заболевших оспой, хотя в 2009 году было всего три подобных случая. А на юго-западе Украины этим летом случилась вспышка полиомиелита. По данным СМИ, в 2014 году менее 50% украинских детей прошли необходимую вакцинацию против полиомиелита, а в нынешнем году их оказалось лишь 14%.

Несмотря на это в обществе насчитывается довольно много противников прививок. Как накануне заявила глава Роспотребнадзора Анна Попова, ежегодно от вакцинации отказывается 3-5% россиян. Анализ блогосферы показывает, что ситуация значительно опаснее: лишь 25% людей уверены в необходимости прививок, 35% выступают против, а 39% до сих пор не выработали свое отношение.

Люди отказываются прививаться по нескольким причинам. Одна из них — недоверие к вакцинам, рассказывает врач-инфекционист больницы имени Боткина Олег Парков. В качестве объяснения специалист приводит пример: человек прививается от гриппа, но вскоре заболевает. После этого он составляет ошибочное мнение о бесполезности вакцины: он думает, что страдает от гриппа, хотя на самом деле переносит другое острое респираторное заболевание, которое врачи еще не научились предупреждать. К слову, в 2014 году от гриппа были привиты 42,3 млн россиян, 1,3 млн из которых проживают в Петербурге. Это 26% населения, хотя специалистам очень хотелось бы выйти на показатель 50%. «За все годы наблюдений от гриппа у нас не умер ни один привитый», - добавляет Олег Парков.

Другая причина отказов — редкие исключения из правил. Действительно, вакцина может вызвать осложнения и даже смертельный исход у пациентов, которым очень сильно не повезло попасть в те самые исключения. Так, после прививки от ветряной оспы менингоэнцефалит возникает у одного из 500 тыс. людей. У непривитых получить осложнение шансов значительно больше: не везет одному из 500 человек. В свою очередь после вакцины от гепатита B аллергическая реакция возникает в одном из 600 тыс. случаев. В одном из 40 тыс. случаев может возникнуть тромбоцитопения после прививки от кори-паротита-краснухи, после той же самой вакцины не чаще одного раза на 100 тыс. случаев человек имеет шанс заразиться асептическим менингитом. Но без прививки риски увеличиваются в разы по каждой из болезней.

«Есть так называемая группа риска — люди, у которых может развиться реакция на прививку. Перед каждой прививкой обязателен осмотр врача, чтобы выяснить предрасполагающие факторы. Все это известно, давно апробировано и применяется», - объясняет Александр Усков. Собеседник добавляет, что нередко болезни — к примеру, астма - появляются после прививок, но никак с ней не связаны: они развились бы и без вакцины. «В человека, например, может быть заложено, что он должен заболеть бронхиальной астмой. Если вы как-то раз перешли перекресток перед трамваем, а на следующий день заболели астмой, это не значит, что трамвай виноват», - говорит он.

«Некоторые просто боятся, что вводится дополнительный антиген, который будет вырабатывать антитела. Кто-то от кого-то слышал, что лучше прививку не делать. Это все разговоры. Вакцина ни в коем случае не должна вызывать заболевания, она может вызывать осложнения. Но эти осложнения очень небольшие и появляются у небольшого процента людей. Мы проводим разъяснительную работу, но, видимо, пока недостаточно», - замечает главный эпидемиолог Петербурга, профессор Северо-Западного государственного медицинского университета имени Мечникова Людмила Зуева, добавляя, что даже 3-5% отказов от прививок — это много. По ее мнению, вакцинации должны подлежать все жители, кроме тех, кто имеет отводы из-за особенностей здоровья.

Тяжелее всего убедить сделать прививку от гриппа беременную женщину, делится опытом Олег Парков. Врачам приходится тратить очень много усилий, чтобы доказать безопасность процедуры, причем вакцинацией женщина защищает не только себя, но и ребенка. После родов общение с матерями проходит легче. «За редким исключением все родители согласны прививать своих детей. Мы живем в вакцинозависимом обществе. Если не прививаться, то заболевания мстят и мстят очень жестко», - говорит эксперт.

В целом он оценивает общественное самосознание по вопросам вакцинации на «четверку с плюсом». Для создания коллективного иммунитета достаточно 95% привитого населения, если руководствоваться документами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

То недоверие к вакцинам, которое зафиксировано властями и социологами, эксперты связывают с деятельностью антивакцинального лобби. Ненавистники прививок могут руководствоваться религиозными и политико-конспирологическими идеями, а могут и коммерческими. Собеседники издания предполагают, что есть компании, которые заинтересованы в снижении сбыта вакцин, чтобы продать побольше лекарств. «К глубочайшему сожалению, это происходит не без участия медицинских работников», - добавляет Парков. Ради прибыли они готовы поставить под удар жизни людей. Чтобы это пресечь, врачи ездят по стране с просветительскими лекциями.

Что касается лечения в России, то чиновники разработали календарь прививок, в который включили вакцинацию против 13 инфекций. Еще 16 из списка самых опасных входят в календарь по эпидемическим показателям. По мнению экспертов, российский календарь мог бы быть шире. Кроме того, в данный момент недостаточно широко используются комбинированные вакцины. Впрочем, специалисты все равно довольны документом — в частности, положительно оценивают, что он увеличивается. В 2015 году добавилась пневмококковая вакцина. «Основные препараты против наиболее широко распространенных заболеваний у нас есть», - говорит Олег Парков.

При этом в государственных медицинских учреждениях все больше ощущается нехватка бесплатных вакцин из-за кризиса. Теперь, видимо, врачи должны развернуть новую пропагандистскую кампанию, чтобы рассказать чиновникам, как полезно выделять больше средств на медицину.

Петр Трунков