Posted 9 сентября 2015,, 20:07

Published 9 сентября 2015,, 20:07

Modified 31 марта, 06:22

Updated 31 марта, 06:22

Свидетеля по «делу Кашина» признали опасным

9 сентября 2015, 20:07
Александр Горбунов, проходящий в деле об избиении журналиста Олега Кашина как свидетель, остался в СИЗО. Ниточки от него ведут к губернатору Псковской области Турчаку, но пока следствие их не замечает.

Заседание по избранию меры пресечения привело к столпотворению в Калининском райсуде Петербурга. И виной тому не только громкая должность обвиняемого Александра Горбунова. Безусловно, управляющие крупными оборонными холдингами не каждый день оказываются на скамье подсудимых. Но все же ключевой деталью в деле Горбунова является его возможная причастность к покушению на жизнь журналиста Олега Кашина.

История начинается почти пять лет назад. В ноябре 2010 года Олег Кашин, тогда работавший в ИД «Коммерсант», был жестоко избит у своего дома. Один из нападавших удерживал журналиста, пока другой нанес ему 56 ударов железным прутом. Кашин получил множественные травмы, в том числе переломы ног, челюсти и отрыв фаланг пальцев. Журналист был уверен, что нападение связано с его профессиональной деятельностью.

На дело обратил внимание бывший в то время президентом Дмитрий Медведев, расследование под особый контроль взяла Генпрокуратура РФ. Но долгое время никаких видимых подвижек не было. Кашин даже подал иск к Минфину, требуя компенсации за затягивание расследования. Однако 7 сентября сам журналист сообщил: преступление раскрыто.

Кашин заявил, что в конце июня были предъявлены обвинения трем вероятным участникам покушения. Начальник охраны петербургского «Механического завода» Данила Веселов и его подчиненный Михаил Кавтаскин находятся под арестом. Еще одному фигуранту дела — охраннику завода Вячеславу Борисову — обвинение предъявлено заочно, он находится в федеральном розыске.

Предполагается, что Кавтасин был водителем и в машине ждал, когда Веселов и Борисов закончат то, ради чего они приехали к дому журналиста. Однако зачем сотрудникам охраны крупного предприятия жестоко избивать сотрудника СМИ? В этом месте в деле и появляется еще один фигурант – ранее упомянутый Александр Горбунов, управляющий оборонным предприятием «Заслон» (ранее известным как НТЦ «Ленинец»). В этот холдинг входит и «Механический завод».

По информации Кашина, арестованные утверждают, что именно Горбунов отправил их с определенными указаниями к дому журналиста, выплатив в качестве награды за преступление 3 млн 300 тыс. рублей. Однако пока управляющий заводом хоть и является фигурантом дела о нападении на журналиста, но проходит как свидетель. Впрочем, полностью избежать ответственности ему не удалось. Задержанные Веселов и Кавтасин показали оперативникам оружейный схрон Горбунова в Ленобласти. Там были обнаружены пистолеты и тротиловые шашки, что и позволило задержать управляющего заводом в июне. Теперь Горбунову вменяется хранение и перевозка оружия и иных боеприпасов. По сути, он считается участником «преступного сговора» и его дело расследуется в связи с нападением на Кашина, но в то же время к избитому журналисту он как бы не имеет никакого отношения.

Свою вину задержанный Горбунов не признал и в содеянном не раскаялся. Расследование по его делу было продлено до 19 ноября, до этой же даты подозреваемый должен был находиться под арестом в СИЗО. Однако в августе защитники подали ходатайство об изменении Горбунову меры пресечения на домашний арест. Следствие данную просьбу поддержало, было назначено судебное заседание.

С подачи Кашина этот процесс привлек внимание десятков отечественных СМИ. С утра среды журналисты осаждали зал, где судья Любовь Мещерякова должна была вынести свой вердикт. В глазах многих исход заседания должен был продемонстрировать, насколько влиятельны покровители Горбунова и удастся ли ему выйти сухим из воды.

Сам Кашин упоминал, что эта история очень похожа на "дело Немцова", "в котором самый высокий организатор покушения — Геремеев, а почему он решил убить Немцова и кто из вышестоящих людей его об этом просил, следствие не говорит и делает вид, что и не думает об этом". Вот и в данном деле выше Горбунова как будто никого нет, хотя невооруженным взглядом прослеживается связь с губернатором Псковской области Андреем Турчаком, чьей семье принадлежит завод «Заслон». Вероятно, это совпадение, но незадолго до нападения Кашин в блоге допустил нелицеприятное высказывание в адрес Турчака, тот потребовал извинений, но так их и не получил.

Адвокаты Кашина ходатайствовали об участии в процессе по Горбунову. Однако получили от судьи отказ, так как журналист формально не является участником данного уголовного производства. «Кашин не был признан потерпевшим по этому делу, здесь вообще потерпевших нет», - заявил адвокат Горбунова Владислав Фомин.

Добиваясь изменения нормы пресечения, защита указала на то, что Горбунов не был ранее судим, имеет четырех несовершеннолетних детей, положительные характеристики с места работы и госнаграды. К материалам дела было приобщено и письмо от главы корпорации “Ростех” Сергея Чемезова. В нем говорится об «острой необходимости личного участия» Горбунова в работе оборонного предприятия, особенно в нынешних условиях «экономической блокады, осуществляемой в отношении нашей страны».

Адвокат Фомин сообщил, что Горбунов является ведущим специалистом по работе над гособоронзаказом. Поэтому в «интересах обороноспособности» России суду было предложено не просто отпустить обвиняемого под домашний арест, но и разрешить ему ездить на завод или принимать гостей из состава руководства предприятия.

Однако самым интересным стало выступление представителей следствия. С одной стороны в СК согласились с домашним арестом (только без визитов и прогулок). С другой стороны, заявили, что Горбунов, безусловно опасен, так как обвиняется в тяжком и особо тяжком преступлении. Также следователь был уверен, что подсудимый может оказывать давление на свидетелей и иных участников процесса. В подтверждение этому к делу были приобщены показания гражданки Веселовой. Она утверждает, что некий мужчина угрожал ей от имени Горбунова. Как все эти противоречивые тезисы следствия соотносятся друг с другом, осталось загадкой.

Сначала казалось, что Горбунова действительно отпустят под домашний арест и даже разрешат прогулки. Во время процесса он улыбался и не преминул вставить ремарку о своем идеальном поведении в СИЗО. Судья принимала решение почти час. Но в итоге оно было не в пользу Горбунова. Доводы следствия об изменении меры пресечения признаны необоснованными, основания – недостаточными, обвиняемый – потенциально опасным.

Адвокат Фомин заявил, что решение будет обжаловано. Защитник отметил, что свидетельство Веселовой об угрозах стало для него сюрпризом. «Ее показания не имеют никакого отношения к данному делу. Не знаю, что это был за ход. На мой взгляд, на следствие было оказано давление, вброс непроверенной информации. Воздействие именно со стороны журналистского сообщества», - отметил Фомин, обводя глазами окружившее его «сообщество».

Сам Олег Кашин также согласился с тем, что СМИ сыграли в деле определенную роль. «Я был уверен, что Горбунова отпустят, и понимаю, что этого не случилось только благодаря огласке и участию журналистов. Но покровители Горбунова никуда не делись, они и дальше продолжат борьбу за его спасение, хотя надеюсь, что им будет трудно», - сообщил Кашин «Росбалту». При этом журналист оценил вероятность того, что управляющего обвинят в организации покушения, как «крайне низкую».

Между тем упомянутая Веселова, чьи показания приобщили к делу, вероятно, является женой обвиняемого в покушении Данилы Веселова. Он, как сегодня сообщили СМИ, подал заявление в Генпрокуратуру в котором признал свою вину, попросил о сделке со следствием и пообещал дать показания против губернатора Псковской области Турчака и бизнесмена Горбунова. Они в письме якобы названы участниками совершенного преступления.

Одновременно стало известно, что против освобождения Горбунова выступило сопровождавшее дело ФСБ. Согласно источникам «Медиазоны», управляющего подозревают в разглашении гостайны. Защита Горбунова утверждает, что ничего о данных бумагах не знает. Суд отказался допрашивать сотрудников ФСБ в рамках процесса.

Таким образом, на данный момент видеть в решении суда какое-то проявление пиетета к возмущенным журналистам не приходится. Слишком много всего тут намешано. Можно радоваться тому, что Горбунов остался в СИЗО, но не стоит забывать, что он по-прежнему лишь свидетель в деле о нападении на Кашина. Губернатор Псковской области не фигурирует там даже в этом статусе. И, по мнению Кашина, «нет никаких оснований полагать, что Турчака кто-то сдаст». В администрации региона процесс демонстративно не замечают. Сегодня главным информационным поводом от Турчака стало распоряжение об увеличении площади посадок хрена.

Софья Мохова