Posted 17 сентября 2015,, 18:21

Published 17 сентября 2015,, 18:21

Modified 31 марта, 06:14

Updated 31 марта, 06:14

От Снупи до проблем эмиграции

17 сентября 2015, 18:21
В Петербурге открылся «Бумфест», давно заслуживший славу главного фестиваля комиксов в стране. Организаторы рассказали, как борются с мифом, что все комиксы написаны исключительно про американских супергероев.

В Петербурге открылся «Бумфест», давно заслуживший славу главного фестиваля комиксов в стране. В этом году среди прочих в Северную столицу приедут известные авторы комиксов Габриэль Белль и Эмманюэль Гибер, а также состоится выставка, посвященная псу Снупи. В рамках проекта «Петербургский Авангард» организаторы фестиваля рассказали, как борются с мифом, что все комиксы написаны исключительно про американских супергероев.

Когда говоришь о комиксах, то у жителя России сразу возникает образ Бэтмена или другого супергероя из кино, отмечает директор «Бумфеста» Дмитрий Яковлев. За последние годы эту точку зрения удалось подкорректировать: на глазах выросло поколение, которое стало читать графические романы и интересоваться не только поп-комиксами. Раз появился запрос, в России один за другим начали открываться специализированные магазины (сейчас их около 60), в несколько раз вырос рынок. Заодно молодые люди по всей стране стали рисовать свои истории и выпускать собственные любительские издания — фэнзины.

Не последнюю роль в просвещении сыграл и «Бумфест». По словам Дмитрия Яковлева, фестиваль уже девятый год показывает петербуржцам комиксы, которые далеки от мира блокбастеров, зато близки к литературе и современному искусству. «Фестиваль старается донести до людей пласт художников, которые стараются отражать современные события, новаторски подходят к графической составляющей, выбирают иногда сложные для понимания темы», - подчеркивает арт-директор издательства Zangavar Владимир Морозов, добавляя, что его миссия наоборот рассказывать молодым людям о классическом комиксе.

В этом году программа фестиваля делится на две части: выставочную и образовательную. Первая продлится до 11 октября и пройдет на различных городских площадках — в библиотеках, галереях и молодежных пространствах. Ключевой должна стать выставка, посвященная псу Снупи, которого 65 лет назад нарисовал художник Чарльз Шульц. Кроме самих рисунков Снупи в детской библиотеке иностранной литературы петербуржцы увидят четырехметровую будку: она такая большая, что нос пса упирается в старинную люстру. Будто подпирает всю культуру, которая над ним находится, образно замечает Владимир Морозов. По его мнению, комиксы про Снупи стали классикой из-за «очень уютной атмосферы» и «булькающей философско-ироничной магмы, задающей сюжетные повороты».

Вторая часть «Бумфеста» пройдет в Центре искусств и музыки библиотеки имени Маяковского с 25 по 27 сентября. Среди прочих в Петербург рассказывать о творчестве приедут отмеченные национальными премиями финские авторы Катья Тукиайнен и Матти Хагельберг, а также голландская художница Эва Хильхорст, которая пишет графические репортажи — например, с выборов в Европе. Посетят фестиваль три художника-эмигранта - Олеся Щукина, Роман Мурадов и Эдик Кадыкин, которые либо занимаются детской анимацией, либо рисуют комиксы для крупнейших американских изданий — например, The New Yorker и Vogue. Отъезд из страны позволил этим трем авторам творчески развиваться, объясняет причину интереса организаторов к теме эмиграции Дмитрий Яковлев.

Из других интересных гостей фестиваля — Габриэль Белль и Эмманюэль Гибер. Американка Белль нарисовала комикс «Сесиль и Джордан в Нью-Йорке», который лег в основу короткометражки Мишеля Гондри «Дизайн интерьеров»; ее работы трижды включались в антологию «Лучшие американские комиксы». Француз Гибер известен благодаря комиксу «Фотограф», в котором объединил графику и документальные кадры фотографа Дидье Лефевра, раньше работавшего во «Врачах без границ». В основу произведения легла поездка Лефевра в воюющий Афганистан 1986-го года. На фоне последних событий эта тема «как никогда актуальна», уверен Яковлев.

Организаторы отмечают, что в принципе и звезды первой величины готовы приехать в Петербург: «Мы работаем над тем, чтобы позвать в будущем Арта Шпигельмана. Но он такой же непростой, как его отец, каким он описан в «Маусе». Был готов приехать автор «Черной дыры» Чарльз Бернс, но возникла накладка, связанная со здоровьем».

Заложена социальная проблематика и в названии конкурса для молодых авторов, который также состоится в рамках фестиваля. «Тема «Выход» обусловлена ситуацией в нашей стране и отношением с нашими соседями. Но мы всегда задаем не только один посыл, стараемся придумать достаточно широкую тему», - говорит Яковлев. Всего в конкурсе примут участие более 200 работ, причем не многие из них вложили в работу политический смысл.

«Мы получили больше 80 фэнзинов, для которых сделали отдельную выставку, - продолжает директор «Бумфеста» рассказывать о молодых российских авторах. - Есть менее или более интересные, есть такие, которые выглядят очень странно. Сразу понятно, что сделаны они увлеченными людьми из маленьких городов. Нам интересно, что есть люди, которые хотят и любят заниматься комиксами». При этом количество официально издаваемых книг российских авторов он называет «микроскопическим». Не появляются и учреждения, в которых можно было бы обучиться искусству комикса профессионально, отмечает в свою очередь петербургский автор Варвара Помидор.

Это означает, что до большинства европейских стран России еще очень далеко, несмотря на прогресс последних лет. К примеру, во Франции искусство рисованных историй признано официальным и имеет такое же распространение, как поп-музыка, говорит директор Французского института в Петербурге Алан Элю. Поэтому различные консульства идут навстречу организаторам «Бумфеста» - им есть, что показать. По словам Дмитрия Яковлева, идут навстречу и петербургские площадки, которые безвозмездно предоставляет помещения для мероприятий фестиваля. Теперь дело за художниками, считает он: «Прорыв в российском комиксе еще будет. Авторам нужен читательский опыт, им нужно понимать, что вести разговор можно абсолютно на разные темы. У нас огромное количество вопросов, важных для нашей страны, и художники когда-нибудь возьмут смелость работать с ними».

Петр Трунков

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.