Posted 21 октября 2015,, 22:00

Published 21 октября 2015,, 22:00

Modified 31 января, 07:47

Updated 31 января, 07:47

"Раньше дети-инвалиды всю жизнь проводили в кроватях"

21 октября 2015, 22:00
О том, почему без помощников жизнь людей с умственной отсталостью в интернатах превращается в пытку, рассказала президент "Перспектив" Мария Островская.
В Потсдаме открывается форум "Петербургский диалог", основная тема которого - "Модернизация как шанс для создания общего европейского дома". В преддверии форума "Росбалт" решил рассказать о благотворительной организации "Перспективы", которая на протяжении 19 лет работает в Северной столице. Ее деятельность - пример того, какую пользу может принести сотрудничество людей из разных стран.
"Перспективы" помогают детям и взрослым с самыми тяжелыми формами инвалидности. Волонтеры и специалисты работают с семьями "особых" людей, воспитанниками Психоневрологического интерната №3 Петергофа и Дома-интерната для детей с отклонениями в умственном развитии №4 Павловска. Именно "Перспективы" смогли добиться того, чтобы на проблемы ребят из Павловского интерната обратили внимание не только городские, но и федеральные власти.
О том, почему без помощи волонтеров жизнь детей-инвалидов в России превращается в настоящую пытку, можно ли использовать в нашей стране зарубежные модели работы с людьми с умственной инвалидностью и какую роль играет сотрудничество с немецкими специалистами, рассказала президент организации Мария Островская.

- С чего началась работа “Перспектив” в Петербурге?

- 20 лет назад немецкая девушка Маргарете фон дер Борх оказалась в детском доме-интернате Павловска в качестве переводчика. Маргарете жила в благополучной семье, училась в Санкт-Петербургском университете. И то, что она увидела, ее ужаснуло. Дети целый день лежали в кроватях, никто их оттуда не вытаскивал, даже не одевал. Так они проводили всю жизнь. Маргарете решила помочь ребятам, она собрала группу друзей в Берлине и учредила немецкую благотворительную организацию Perspektiven, чтобы привлекать волонтеров и собирать средства для помощи воспитанникам интернатов в России. Позже появились и наши “Перспективы”. Долгое время Маргарете была президентом организации.

- Когда "Перспективы" начали работу, вы сразу стали искать помощников в Германии?

- Шел 1995-й год, и в России практически никто не слышал о волонтерах. Это понятие связывали разве что с войной 1812 года. Но волонтеров, которые помогают в больницах, детских домах, приютах, практически не было. Поэтому первое, что сделали основатели «Перспектив» Маргарете и Доменик Шлун, - написали в немецкие организации, которые поддерживают ребят, проходящих «Добровольный социальный год». Это такая известная европейская программа, когда выпускники школ, до того как выбрать себе будущую профессию, в течение года работают волонтерами.

Нам нужны были именно такие помощники. Активисты обратились в несколько организаций, но всюду им говорили, что это слишком тяжелая работа. В итоге откликнулись только Инициативные Христиане для Европы (ICE). В 1996 году к нам приехали первые четыре волонтера.

- Специалисты вам тоже помогали?

- Сначала в нашей команде были только волонтеры. Но нам повезло, что среди друзей Маргарете оказалась очень опытный физиотерапевт Корнелия фон Оппен (кстати, представительница рода Бисмарков), которая работала в Германии с детьми с тяжелейшими нарушениями. Она приезжала в Петербург, рассказывала волонтерам, как ухаживать за детьми, развивать их, как облегчить их страдания. Корнелия объясняла, как минимизировать вред от того, что воспитанники интерната проводят много времени в кровати. Ведь, когда ты постоянно лежишь - это огромный ущерб здоровью, это способствует отставанию в развитии.

- А когда среди россиян тоже стали появляться волонтеры?

- Практически сразу же к немецким волонтерам присоединились молодые россияне - они стали работать одной командой в интернате Павловска. В 1996 году мы послали в Германию первого россиянина помогать в немецких социальных учреждениях. Год от года программа «Добровольный социальный год» развивалась. Волонтеров, приезжающих к нам и отправляющихся в Германию, становилось все больше.

У ICE была особая цель - чтобы молодые люди разных стран Европы знакомились друг с другом, чтобы никогда больше не появился нацизм, чтобы никому не могла прийти в голову мысль о превосходстве, идея о том, что одни люди лучше других. И работа с инвалидами в этом смысле - идеальное пространство, они - как раз та часть общества, ценность которой наименьшим образом очевидна для некоторых идеологий, например, нацистской или коммунистической.

И тут, в рамках «Добровольного социального года», волонтеры двух сторон - Германии и России - вместе решают, как сделать достойной жизнь людей, которые отличаются от большинства, не могут самостоятельно, без посторонней помощи, адаптироваться в этом мире.

- Получается?

- Мы пытаемся постепенно решать эту проблему. Но быстро изменить ничего не получится. В Германии процесс интеграции инвалидов в общество начался на пару десятилетий раньше, чем у нас. Плюс в том, что мы можем использовать опыт наших немецких коллег, чтобы сократить наш путь. И этот процесс не односторонний - часто немецкие специалисты используют наши наработки здесь. Иностранные волонтеры признаются, что в России они получают вдохновение. Ведь за границей многие реформационные процессы уже состоялись, и началась, что называется, рутина. А у нас все очень живо, есть возможность новых открытий.

- Разве это не означает, что Россия сможет быстрее реформировать систему работы с людьми с умственной инвалидностью - ведь наша страна может использовать уже готовые немецкие модели?

- К сожалению, нельзя механически переносить модели. Мы должны найти те решения, которые подойдут именно для России, с учетом всех наших особенностей. Мы до сих пор пытаемся выбрать наилучшие варианты, которые обеспечат особым людям достойную жизнь в нашем обществе. За эти годы у нас сложились очень прочные связи с Германией в области школьного образования, сопровождаемого проживания взрослых людей, социальной и физической реабилитации детей с тяжелыми двигательными и ментальными нарушениями.

- Можете назвать конкретные примеры такого партнерства?

- Прекрасный пример – это партнерство «Школы под радугой» в Германии и коррекционной школы №25 Петроградского района Петербурга, где «Перспективы» более 10-ти лет реализуют проект «Школа для каждого». Педагоги и руководители посещают партнерскую школу, обмениваются опытом. В гости друг к другу ездят также ученики и их родители. Последнее крайне важно, ведь огромная роль в обучении ребенка со сложными нарушениями отводится родителям.

- А какую роль в этом партнерстве выполняют “Перспективы”?

- Школа №25 много лет назад стала первопроходцем - она взяла на обучение 10 маленьких петербуржцев, которых все другие заведения признали “необучаемыми”. С самого начала этого проекта «Перспективы» направили в школу своих специалистов и волонтеров. Они и сейчас работают в каждом классе, где учатся такие дети. Кроме того, мы привозили детей в школу и обратно, оборудовали классы, закупили оборудование для уроков, организовали международное сотрудничество.

- «Перспективы» выросли из работы в интернатах для детей и взрослых с умственными и психоневрологическими нарушениями. А обмен между социальными стационарными учреждениями России и Германии происходил?

- Да, конечно. Наш партнер в течение более 10 лет – BHH Sozialkontor Гамбурга. Это крупная общественная организация, у которой 400 подопечных - они живут в небольших социальных учреждениях, в квартирах маленькими группами или самостоятельно в сопровождении профессиональных помощников.

С 2005 по 2007 год мы проводили проект по обмену опытом между BHH Sozialkontor Гамбурга и Психоневрологическим интернатом №3 Петергофа.

В этом интернате каждый день работают более 40 сотрудников и волонтеров нашей организации. Они расширили опыт ухода за особыми людьми в рамках нашего двухлетнего проекта. Специалисты разных профилей из BHH Sozialkontor также приезжали к нам в интернат, проводили семинары, консультировали прямо на месте сотрудников государственного учреждения и «Перспектив». Кроме того, в Германии побывали жители интерната. Они даже участвовали в Конгрессе людей с инвалидностью в Гамбурге.

Когда наши бывшие немецкие волонтеры приезжают через несколько лет к нам в гости - а они приезжают и сохраняют связь с нами, то отмечают большие изменения в нашей социальной системе, в интернатах. И это очень вдохновляет.

Беседовала Алиса Сергеева