Бюджет и альтернативная реальность

ЗакС начал рассмотрение закона о бюджете на 2016 год. Однако документ далек от окружающей нас кризисной реальности. По альтернативным подсчетам, город мог бы сократить нецелесообразные траты на более чем 60 млрд рублей.


© FreeImages.com Content License

Петербургский парламент начал рассмотрение главного финансового документа города – закона о бюджете на будущий, 2016 год. Однако план по расходам и доходам далек от окружающей нас кризисной реальности, считают оппозиционеры. По альтернативным подсчетам, город мог бы сократить нецелесообразные траты на более чем 60 млрд рублей.

Основные бюджетные параметры были известны задолго до того, как губернатор Петербурга поднялся на трибуну Мариинского дворца для их оглашения. Доходы в 2016 году составят 432,6 млрд рублей, расходы - 483,2 млрд. Дефицит будет равен 50,6 млрд рублей. В принципе, эти цифры не сильно отличаются от показателей 2015 года. Так, доходы в этом году равны 399,5 млрд рублей, расходы – 451 млрд, дефицит – 51,5 млрд. Но именно эта «похожесть» и заставляет задуматься.

Губернатор Георгий Полтавченко напомнил депутатам, что бюджет верстался в «самых сложных за последние шесть лет условиях для города и страны». Однако не преминул сообщить, что городское правительство выбрало правильный курс, который позволяет городу «уверенно проходить через кризис». Поэтому в Петербурге финансы якобы подсчитывали «с большим оптимизмом», чем в других регионах. В качестве отрицательного примера был приведен секвестр 2009 года. Но теперь у нас все по-другому благодаря «безупречной кредитной истории и маленькому государственному долгу».

Разумеется, в речи губернатора нашлось место и таким словосочетаниям, как «социальная направленность», «соответствие майским указам президента», «курс на импортозамещение» и «переход у умеренному росту». Так, Полтавченко заявил об увеличении ВРП на 1-2% и будущем восстановлении промышленности.

Впрочем, градоначальник все же добавил маленькую ложку дегтя в свою успокоительную речь и признал, что «ситуация действительно сложная», а оптимизм находится на пределе. Но тут же объявил, что бороться с отрицательными явлениями будут с помощью заимствований, а также отказа от «необязательных проектов».

«Поиск резервов правительство города должно начинать с себя. Я уже поставил задачу подготовить предложения по оптимизации численности госслужащих Петербурга», - заявил губернатор. Позже он еще раз подтвердил депутатам, что город действительно будет «экономить на чиновниках». Однако на самом деле зарплата и чиновников, и депутатов все равно растет, потому как регулярно индексируется, не то что у сотен тысяч менее везучих петербуржцев.

В целом же можно сделать вывод, что все бюджетные траты и поступления спланированы с учетом отсутствия особо роста, но и с надеждой на то, что хуже уже не будет. Однако некоторые из депутатов уверены, что для таких оптимистичных оценок пока рано – самое время экономить и готовиться к дальнейшему падению доходов и уровня жизни.

«Задумайтесь, в этом году ожидается снижение ВВП страны в размере 3,5% - и это в лучшем случае. А в Петербурге по многим показателям все гораздо хуже. По итогам девяти месяцев оборот оптовой торговли сократился на 14%, розничной - на 10,5%. Объем производства автомобилей упал на 18% и все это на фоне огромного – более 10% - роста цен", - предостерег коллег Григорий Явлинский.

В таких условиях планирование на три года вперед (а Петербург, в отличие от федералов, не отказался от трехлетних бюджетных планов) может быть просто тратой времени, уверен Явлинский.

«Все, что было принято сегодня, – это просто баловство. Тем более, что экономические прогнозы правительства Петербурга ни по индексу цен, ни по росту ВРП ни разу даже близко не подошли к реальности. Губернатор упомянул о кризисе, но это не нашло никакого отражения в проекте бюджета», - отметил депутат.

Теперь документ ждет многократное изменение параметров. Сначала губернатор пришлет свои поправки ко второму чтению бюджета, которые существенно перекроят существующие бюджетные параметры. Затем все еще раз поменяют на весенней корректировке и «добьют» уже следующей осенью. В рамках таких правок параметры иногда меняются на десятки миллиардов.

Поэтому сейчас депутаты принимают бюджет фактически вслепую. Как справедливо отметили аудиторы из Контрольно-счетной палаты, многие расчеты имеют прогнозный, а не утвержденный характер. Например, город до сих пор не определился, что делать с тарифами в общественном транспорте. Их размер зависит от суммы субсидии перевозчикам. Так что теперь надо либо что-то кардинально урезать, либо повышать стоимость проезда в метро как минимум до 40 рублей. Губернатор уже посоветовал обращаться к нему с идеями по сокращению расходов, однако сразу предупредил – никаких предложений, касающихся стадиона на Крестовском острове. Его город все же достроит на свои кровные.

Группа беспартийных парламентариев во главе с Максимом Резником также отстаивает точку зрения о том, что правительство не в полной мере учитывает кризисные явления в экономике. Совместно с депутатами Госдумы Оксаной Дмитриевой и Натальей Петуховой они даже подготовили альтернативный проект бюджета.

«Сейчас правительство похоже на врача, который лечит больного от неизвестной болезни. Хотя необходимо признать, что кризис в Петербурге начался раньше, чем в России, и он глубже, чем в остальной стране, так что списать все на трудности общероссийские тенденции нельзя. А тот бюджет, который нам сейчас представили, это бюджет чиновников, а не горожан», - сообщил Резник.

По мнению авторов альтернативного проекта, можно увеличить доходы города почти на 30 млрд рублей. Это предлагается достичь за счет политики реиндустриализации и принципиального пересмотра градостроительной политики, то есть взаимоотношений с застройщиками в рамках ГЧП. По мнению депутатов, сейчас девелоперы присосались к городу, как вампиры, в то время как они должны нести существенную социальную нагрузку – строить школы, детсады и прочую инфраструктуру. Впрочем, третье направление мобилизации доходов выглядит малонадежным – привлечение федеральных средств. Потому как федеральный бюджет также не обладает большим избытком средств.

Расходы оппозиционеры предлагают сократить на 7,34 млрд. По их подсчетам, всего петербургские власти в 2016 году хотят неэффективно потратить 61,2 млрд рублей. Сюда, например, входит финансирование мероприятий по продвижению Петербурга за границей, чем занимается комитет по внешним связям, а также много разных трат на госуправление. Кроме того, депутаты предлагают отказаться от повышения окладов и тарифных ставок чиновников, что позволит сэкономить около 1 млрд рублей. В альтернативном бюджете пересматривается и отношение к городским монополистам, то есть предлагается «забрать» у них 7,5 млрд субсидий. Освобожденные в результате средства планируют отправить на полезные нужды – образование, культуру, здравоохранение.

Альтернативный проект бюджета привлекателен тем, что его создатели выступают за все хорошее против всего плохого. Но у него есть один значимый минус – в парламенте все равно утвердят документ с совсем другими параметрами.

Софья Мохова