Posted 17 ноября 2015,, 20:45

Published 17 ноября 2015,, 20:45

Modified 31 марта, 05:27

Updated 31 марта, 05:27

Петербургу сообщили о теракте

17 ноября 2015, 20:45
Российские власти официально подтвердили, что причиной крушения пассажирского аэробуса А321 «Когалымавиа» над Синайским полуостровом стал теракт. Правительство Петербурга сообщило об усилении мер безопасности.

Российские власти официально подтвердили, что причиной крушения пассажирского аэробуса А321 «Когалымавиа» над Синайским полуостровом стал теракт. Об этом на совещании у президента поздним вечером 16 ноября сообщил глава ФСБ Александр Бортников. ФСБ уже пообещала вознаграждение в $50 млн за информацию о террористах, взорвавших авиалайнер.

Ранее боевики «Исламского государства» (организация признана в России экстремистской и запрещена) несколько раз заявляли о своей причастности к рушению российского аэробуса. Ответственность за теракт брало подразделение «Вилаят Синай». Боевики указывали на то, что их никто «не заставит объяснить, как они это сделали».

В новейшей истории террористические акты, имеющие привязку к Петербургу, главным образом были связаны с железной дорогой. Так, летом 1997 года самодельное взрывное устройство сработало в туалете поезда «Москва - Санкт-Петербург». В августе 2007 в результате подрыва железнодорожного полотна произошла авария поезда «Невский экспресс», следовавшего из столицы в город на Неве. Скоростной «Невский экспресс» был подорван еще раз 27 ноября 2009 года.

Крушение самолета "Когалымавиа" произошло 31 октября. Трагедия потрясла город. На стихийную акцию памяти жертв на Дворцовую площадь пришли тысячи петербуржцев. Они несли к Александровской колонне цветы, детские игрушки, записки со словами соболезнования, фонарики и лампадки. Еще один импровизированный мемориал возник у памятника перволетчику-авиатору, который установлен у зала вылетов аэропорта "Пулково".

После того, как было объявлено о теракте, правительство Петербурга сообщило о введении повышенных мер безопасности на транспорте. Профильный комитет издал приказ о повышении защищенности объектов инфраструктуры и транспортных средств. Впрочем, категорично говорить о том, что людей в полицейской форме на улицах Петербурга стало больше именно из-за этого постановления, нельзя. Дело в том, что в Северной столице проходит «форум силовиков» - стратегическая встреча группы личных представителей глав правительств стран-участниц Совета государств Балтийского моря по сотрудничеству в борьбе с организованной преступностью. Обнаружить увеличение числа патрулей и на Невском проспекте, и на Дворцовой площади, и на объектах транспорта можно было еще несколько дней назад.

В аэропорту «Пулково» также усилены меры безопасности. Но, как объяснили в управляющей компании «Воздушные ворота Северной столицы», дополнительные меры предосторожности предприняли сразу после запрета на полеты в Египет. Еще большее ужесточение правил произошло после терактов в столице Франции 13 ноября. При этом все происходило согласно предписаниям Министерства транспорта и Росавиации. Усиленный комплекс мер ввели в сфере обслуживания пассажиров, досмотра багажа и охраны аэровокзала. Отметим, что конкретизировать меры в ВВСС отказались, сославшись на «понятные причины». Ряд СМИ сообщали, что в "Пулково" отменен лимит на досмотр багажа (согласно правилам, в аэропорту можно вскрывать для проверки только 10% сумок и чемоданов). Но в компании опровергли информацию об этом.

Эксперты согласны с тем, что ужесточение мер безопасности необходимо. Однако власти, говоря о тотальном запрете на вылет самолетов или вводе в обращение выездных виз, перегибают палку. Ориентиром должна служить Америка после атаки на башни-близнецы. «Надо применять нормальные меры безопасности, а не впадать в дурь. Дурь — это «железный занавес», то есть запрет на полеты и выездные визы. Самое оптимальное — сделать так, как сделали США после 11 сентября. Со всеми аэропортами, из которых вылетали самолеты американских авиакомпаний, надо заключить эксклюзивные договора об особых мерах безопасности. У нас поступают наоборот: просто запрещают полеты», — считает независимый авиационный эксперт, бывший главный конструктор КБ Сухого Вадим Лукашевич.

Особые меры, по словам Лукашевича, должны заключаться в тотальном досмотре пассажира, который планирует взойти на борт, а также его багажа. Он должен проводиться в специальной зоне. «Я не вижу никакой связи с введением выездных виз и вопросами безопасности. Это примерно то же самое, как отмена выборов после теракта в Беслане «по соображениям безопасности». То есть это совершенно несопоставимые вещи, откровенная дурь», — сказал Лукашевич.

Родственники и близкие погибших в авиакатастрофе в Египите официальное заявление о теракте пока комментируют осторожно. Они сетуют на то, что по-прежнему не обладают достаточной информацией о произошедшем, и это очень тяжело. Так, своим мнением поделилась Варвара Маханькова, подруга которой была пассажиром рейса 9268: «Я думаю, что у нас в стране власти все в принципе знают намного раньше, чем сообщают людям. Изначально ведь было известно, что самолет пролетал над зоной боевых действий. Но правды мы все равно не узнаем». По ее словам, очень тяжело сейчас родственникам, которые даже не могут прийти на кладбище, чтобы попрощаться с близкими людьми. «Многие ждут экспертизы и до сих пор точно ничего не знают. Мы тоже по-прежнему находимся в неизвестности», — сказала Варвара Маханькова.

При этом количество обращений за психологической помощью родственников жертв крушения продолжает увеличиваться. По мнению председателя центра "Прерванный полет" Алексея Штейнварга, рост обращений можно было прогнозировать заранее. Дело в том, что психологи МЧС РФ прекращают свою работу с родственниками погибших, которые все еще нуждаются в поддержке. Каждый день в организацию за помощью обращаются представители двух-трех семей.

Штейнварг считает, что заявление о теракте как причине крушения А321 вряд ли изменит отношение родственников к случившемуся. «Люди обращаются за помощью потому, что им надо как-то пережить потерю родных и близких. Версии причин катастрофы — это другое. Кому-то из тех, кто обращается к нам, действительно нужен психолог, а кто-то просто хочет выговориться», — рассказал Штейнварг.

После авиакатастрофы в гостинице «Краун Плаза» рядом с аэропортом «Пулково» был разбит оперативный штаб. В отеле поселили иногородних родственников погибших. На данный момент точной информации о том сколько, из них остаются в гостинице, нет.

К этому дню, по официальной информации, удалось визуально опознать 58 тел погибших. Остальные будут опознаваться по ДНК. Родственники ждут результатов экспертизы.

Тем временем стихийные мемориалы жертвам авиакатастрофы убрали с Дворцовой площади и из аэропорта "Пулково". Но люди по-прежнему несут цветы к памятнику авиатору в аэровокзале. И продолжают подписывать обращение с просьбой создать памятник погибшим. Соответствующая петиция, адресованная президенту Владимиру Путину и губернатору Петербурга Георгию Полтавченко, собрала уже боле 264 тыс. подписей.