Posted 23 ноября 2015,, 22:15

Published 23 ноября 2015,, 22:15

Modified 31 марта, 05:22

Updated 31 марта, 05:22

"С нас снимают последнюю рубаху"

23 ноября 2015, 22:15
Петербургские дальнобойщики готовы пойти маршем на Москву. Водители говорят, что будут биться против "сбора Ротенберга" до последнего и готовят новую массовую акцию протеста.

Петербургские дальнобойщики продолжают протестовать против новой системы взимания платы с большегрузов «Платон». После ставшей традиционной акции «улитка», в ходе которой водители ездили по трассам с "черепашьей" скоростью, они проведут народный сход, на котором обсудят, ехать ли маршем на Москву вместе с дагестанскими коллегами. В ходе пресс-конференции в «Росбалте» водители большегрузов пригрозили продать свои фуры, если тариф не будет отменен, и призвали не ассоциировать акции с политикой.

Дальнобойщики до последнего верили, что государство не введет новый тариф, который получил название «сбор Ротенберга». Водителей уже давно нагрузили обязательствами, лишив большей части заработка. Им приходится отдавать деньги за проезд по платным трассам, выплачивать транспортный налог, налог на индивидуальное предпринимательство и акциз на топливо. Однако 15 ноября список трат все равно пополнился: теперь водители большегрузов вынуждены отдавать по 1,53 рубля с 1 километра пройденного пути и работать себе в убыток. С марта 2016 года тариф повысится до 3,06 рублей.

Дальнобойщики по всей стране вышли на акции протеста «улитка»: в рабочее время водители с минимальной скоростью ехали друг за другом, создавая серьезные транспортные заторы. К примеру, в Петербурге по кругу ездили около 600 машин. Из-за забастовки дальнобойщиков в торговых сетях и на предприятиях начались перебои с поставками - забирать товар и поставлять сырье стало некому.

Решительнее остальных выступил Дагестан: водители организовали палаточные лагеря, которые растянулись на десятки километров вдоль трассы; 30 ноября они готовят марш на Москву. Петербургские дальнобойщики опыт Кавказа переняли и встали на обочине Московского шоссе.

Для протеста водители выбрали «московский въезд» в Петербург со стороны Шушар. Эта часть города - один из грузовых центров города. Там находятся десяток логистических комплексов и складов, несколько контейнерных терминалов, которые называют «сухими портами», автозавод, таможенный пост, несколько промпредприятий. На обочине остановились примерно 25 фур с включенными габаритными огнями, на многих машинах виднелась надпись «Нет «Платону». При этом протестовали не только петербуржцы, были грузовики с номерами Воронежской, Новгородской и Мурманской областей. За акцией наблюдали полицейские, поддержка со стороны проезжавших мимо автомобилистов была минимальна: изредка водители сигналили.

Во время акции дальнобойщики активно обсуждали события в Дагестане. К коллегам они относятся с большой симпатией. «Там особый случай, 70-80% жителей Дагестана дальнобойщики. Если старший сказал, что надо делать так-то и так-то, то никто не ослушается. Они не уступят никому. Уйдут, значит, останутся без заработка, без средств к существованию. Мы также будем стоять», - рассказал один из дальнобойщиков.

Все плюсы «Платона», о которых говорят власти, участники акции протеста отрицают. Так, они уверены, что не смогут доказать свою правоту в судах, когда у них на трассе слетит подвеска или отлетит колесо. Как заверили собеседники, объяснить районному судье, что ты «законопослушный налогоплательщик-дальнобойщик», транспортное средство которого было испорчено на «федеральных колдобинах», невозможно.

«У нас есть такие места, где вообще никаких судей нет. Там просто мертвые зоны по 15 километров, где даже связи мобильной нет», - отметил один из водителей, добавив, что разводил костер на обочине, чтобы согреться и привлечь к себе внимание. «А вы хотите, чтобы я после каждой поломки на трассе судей искал», - рассерженно говорил он. «Какой смысл мне теперь работать? Я сутками не вылажу из-за баранки, а получаю, как дворник!» - добавил другой.

Все участники акции завтра присоединятся к очередной «улитке», которая возьмет начало от Софийской улицы. Оттуда водители направятся в сторону Колпино, свернут на Колпинское шоссе, потом по Московскому шоссе доедут до КАДа и вернутся на место сбора. Там протестующие планируют организовать народный сбор, чтобы обсудить, как действовать дальше. Одним из вопросов будет поддерживать ли порыв дагестанцев. Водители, которые встали на Московском шоссе, готовы ехать маршем на столицу и перекрывать МКАД. На пресс-конференции выяснилось, что и другие склоняются к этой идее.

Причина проста. Людям уже нечего терять: кроме налоговой нагрузки, сказывается кризис. К примеру, колеса, которые ранее обходились в 11-12 тыс. рублей, сейчас стоят 19-20 тыс. рублей.

«Медленно, но уверенно растет в цене и дизельное топливо», — подчеркнул индивидуальный предприниматель Олег Крутских. По словам предпринимателя Александра Лицкевича, если протест захлебнется, то он и ряд его коллег после первой поломки будут вынуждены продать машины или отправить их на разборку, а затем встать на биржу труда. По расчетам дальнобойщика, который содержит семью и мать, это произойдет в следующем году.

Работать на более легких машинах, которые не подпадают под новый сбор, тоже нерентабельно. По словам предпринимателя Станислава Иванова, для грузоотправителя выгоднее нагрузить одну 20-тонную фуру, чем три семитонных машины - иначе налоги придется платить большие, да и расходы на топливо будут увеличатся. «Завтра введут плату с семитонников, потом с трехтонников, а потом и с легковых», — так Олег Крутских описал еще одну причину, почему дальнобойщики не будут менять автопарк. Но и большегрузы, обремененные «сбором Ротенберга», к 2016 году «будут никому не нужны».

«У многих грузовики взяты в лизинг и кредиты, люди останутся в долгах. Фуры будут стоять во дворах, многим еще придется платить за утилизацию», - предположил Александр Лицкевич.

Водители не верят, что именно они виноваты в плохом качестве дорог. Они предъявляют претензии чиновникам, которые либо «зарывают деньги в землю», постоянно перекладывая асфальт, либо «неправильно расходуют» средства. Систему «Платон» дальнобойщики называют «неприемлемой» и «коррупционной». Они уверены, что собранные с них сотни миллиардов рублей не пойдут на ремонт трасс. Такой вывод водители сделали, узнав, что государство намерено собрать на работы всего 40 млрд рублей.

По словам дальнобойщика Юрия Шереметьева, расчеты Министерства транспорта не обоснованы: фура за год проходит примерно 100 тыс. километров, при этом чиновники говорят лишь о 8 тыс. километров. Дальнобойщики предполагают, что, по правильным расчетам, система должна собрать около 700 млрд рублей. «Непонятно, куда будут деваться эти деньги», — заявил Шереметьев. Для дальнобойщиков еще и очевидно, что введение нового налога выгодно РЖД, отметил координатор движения «ТИГР» Александр Расторгуев.

Государство протестующих не слышит. Пока Министерство транспорта пошло только на сокращение штрафов с 450 тыс. до 50 тыс. рублей. Сейчас их планируется не взимать. Больше никаких послаблений нет. Сотрудники дорожной полиции только в Петербурге привлекли к административной ответственности 52 участников «улитки», которая прошла 19 ноября. По словам дальнобойщиков, к ним придирались: останавливали за грязь на фарах или номерах. Отметились и государственные СМИ. Так, «Первый канал» до сих пор молчит о протестах водителей, зато после просьбы осветить акции ответил материалом месячной давности о трудности профессии дальнобойщика. В свою очередь депутат фракции «Единая Россия» Евгений Федоров, который голосовал за принятие «Платона», заявил, что протесты организовала «пятая колонна» и власти США.

Несмотря на это, дальнобойщики не просто отказываются от политических требований, но и просят не приплетать политику: многие до сих пор надеются, что Владимир Путин отменит закон, а единороссы впишутся в колонну протестующих в знак солидарности. «С нас снимают последнюю рубаху. Надо, чтобы нас услышали и ответили: мы не просто так выходим на дороги», - подчеркнул дальнобойщик Олег Крутских. «Я в политику не хочу влезать, - поддержал коллегу Александр Лицкевич. - Я хочу работать. Уберите «Платон» - и я поехал в рейс».

Петр Трунков, Александр Калинин