Культурный форум: от Луначарского до Путина

В Петербурге завершился культурный форум. Он запомнится длинными очередями, объяснениями Мединского о том, как он появился в фильме команды Навального "Чайка", и заявлением Познера о нетолерантности Северной столицы.


Президент РФ Владимир Путин на IV Санкт-Петербургском международном культурном форуме © Фото предоставлено пресс-службой Международного культурного форума

Очередной Международный культурный форум остался позади. С каждым годом он становится все более официальным и масштабным. Кажется, кто-то задался целью догнать и перегнать другой петербургский форум – экономический. Но вместе с размахом мероприятие унаследовало и невнятность - посетив его, узнать что-либо новое о российской и мировой культуре весьма проблематично.

«В этом году дирекция форума решила учредить новую премию. Получать ее будут не звезды, а простые работники сферы культуры. Поэтому мы дали премии имя первого наркома просвещения Анатолия Луначарского», - заявил министр культуры РФ Владимир Мединский со сцены Михайловского театра.

В зале кто-то нервно засмеялся, но сразу умолк. На сцену вынесли бюст Луначарского. Началось награждение лучших музейщиков, библиотекарей, учителей музыкальных школ. Почему-то при этом подчеркивалось, что они – «представители нетворческих профессий». Потом бюст унесли, и церемония закрытия IV Международного культурного форума подошла к концу. Она вышла немного неловкой, как и все событие в целом.

В первый день форума гостям пришлось провести в очереди за регистрационными бейджами не один час. Люди ждали на улице и, наверное, ощутили сполна все прелести петербургской погоды. А организаторы немного пожалели, что в этот раз на форум приехало рекордное количество человек – около 10 тысяч. Зато в очереди можно было поразмыслить, какие мероприятия лучше посетить.

В этом году было заявлено аж 308 мероприятий на 82 площадках. Но, если исключить из списка концерты, выставки и презентации, то окажется не так много событий "общечеловеческой" направленности. Несмотря на то, что количество тематических секций по сравнению с прошлым годом сократилось с 16 до 12, мероприятия стали совсем узкоспециальными. Конференция «Роль личности народного певца в сохранении национального своеобразия в контексте культур народов мира», дискуссия об интеграционном потенциале балетного искусства и так далее. Слушать подобное непрофильному специалисту - все равно что не медику участвовать в конгрессе кардиологов.

Разумеется, форум создан как раз для того, чтобы профессионалы могли обсудить актуальные проблемы. Перед закрытием участники отмечали, как все это необходимо для специалистов. Хочется верить, что в рамках своих секций они действительно чего-то достигли. Но оценить это сложно. Перед началом форума руководители секций давали пресс-конференцию, где анонсировали темы дискуссий и круглых столов и вопросы, которые намерены обсудить. На заключительном заседании они же подвели итог, который заключался в одном слове – «обсудили».

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал про необходимость защиты культурных ценностей (все-таки форум был посвящен 70-летию ЮНЕСКО), ректор СПбГУ – про роль культурной среды в вузах, худрук БДТ Андрей Могучий – про то, что театр был и остается важнейшим культурным институтом. Звучали фразы «консолидация усилий», «единая цепь преемственности», «сохранение наследия». «Все признавались в любви к современному искусству!» - рассказывал о работе своей секции ректор Государственного института им. Репина Семен Михайловский. «Нам в очередной раз удалось доказать, что…» - начал доклад другой секционный куратор. Тишь да гладь.

Все вертелось вокруг "варварства, стремящегося разрушить культуру". Но конкретных проблем и идей в плане российской повестки озвучено почти не было. Разве что худрук Цирка на Фонтанке Вячеслав Полунин заявил о разработанной программе по возрождению жанра клоунады. А хореограф Борис Эйфман пожаловался на катастрофическую нехватку кадров в отрасли, а также посетовал на то, что по телевизору больше не показывают балет в прайм-тайм. Да еще куратор секции массовых коммуникаций напомнил о низкой подготовке и невежестве журналистов, но эта тема стара как мир. Вообще некоторые дискуссии форума изначально не вели ни к чему. Вот на одном пленарном заседании обсуждают, сколько еще проживет бумажная книга, а на другом в который раз топчутся на теме меценатства. Не слишком новаторская повестка.

Но если в прошлом году форум был политизирован, и среди его спикеров значились Николай Стариков и Сергей Кургинян, то в этом все было, скорее, нейтрально. Правда, организаторы по-прежнему пытаются внушить всем идею о международной значимости этого события. Было заявлено, что по политическим причинам отказов от стран-участников не поступало. Хотя в списке иностранных министров культуры, посетивших форум, очень мало европейцев. Но это ничего, у нас теперь иная ориентация.

Президент Владимир Путин форум тоже посетил, но как бы между делом. Формально закрыл год литературы в России и открыл год кино. Произнес протокольную речь и умчался. Первое лицо государства явно не рассматривало форум как площадку для громких заявлений. Видимо, того же мнения придерживались и другие официальные лица. И из-за тотального отсутствия каких-либо культурных сенсаций одной из самых цитируемых новостей с форума стало, например, заявление Владимира Познера о том, что Петербург является одним из самых нетолерантных и недемократических городов. Или вот министр Мединский произнес целую отповедь ленивым российским журналистам, которые чуть ли не убили жанр расследования. В ответ журналисты спросили у него о том, что он делал на открытии отеля в Греции, совладельцем которого, по данным расследования ФБК, является один из сыновей генпрокурора Юрия Чайки. Мединскому пришлось объясниться.

Кстати, на той же дискуссии было объявлено, что министр, судя по анализу прессы, является главным ньюсмейкером в сфере культуры. Что немного печально. А еще печальнее, что только 5% материалов отечественных СМИ посвящены культурным темам, а к последним зачастую причислены светские хроники. Очень актуально в этом смысле прозвучали слова Бориса Эйфмана о том, что наше будущее должны строить не только политики и экономисты, но и деятели культуры. Думаешь: ладно, экономика у нас катится в пропасть, но искусство же так просто не убьешь! А потом на дискуссии форума видишь ведущую, которая с серьезным лицом рассуждает о том, что главным трендсеттером в области культуры является Владимир Путин. И становится как-то тревожно.

Софья Мохова