Posted 16 февраля 2016,, 18:20

Published 16 февраля 2016,, 18:20

Modified 31 марта, 04:19

Updated 31 марта, 04:19

«Война фур» добьет дальнобойщика

16 февраля 2016, 18:20
Блокада большегрузов нанесет серьезный урон перевозчикам, считают эксперты. Пострадают люди, которые всегда были вне политики.

В конце прошлой недели украинские активисты начали перекрывать движение грузового автотранспорта с российскими номерами через пункты пропуска на границе со Словакией, Румынией и Венгрией. В ответ Россия запретила транзит украинских фур по своей территории.

Желание Украины приостановить проезд российских большегрузов родилось не на пустом месте. Своими действиями активисты решили «помочь» полякам окончательно отрезать российские фуры от Европы. Конфликт вокруг подписания нового соглашения о грузоперевозках между Россией и Польшей произошел еще в конце 2015 года. По версии Министерства транспорта РФ, польская сторона потребовала трехкратного увеличения квот для своих дальнобойщиков. Россия пойти на такие уступки отказалась. В итоге с 1 февраля перевозки грузов между странами приостановили. В Минтрансе заявили о готовности начать фрахт паромов для создания альтернативного морского маршрута доставки грузов в обход Польши.

По официальным данным на 16 февраля, Ространснадзор приостановил движение 324 грузовиков по территории России. Точные данные по Украине отсутствуют. При этом СМИ сообщают о возможной блокировке 300-500 российских фур.

Участники рынка грузоперевозок считают, что «война фур» не выгодна всем сторонам конфликта. После введения санкций перевозки продуктов через территорию Украины в Россию и без того резко сократились. В нынешних условиях российские перевозчики и вовсе предпочтут не пользоваться украинским направлением.

В большей степени сложившаяся ситуация негативно влияет на украинские транспортные компании, считает генеральный директор FM Logistic Customs Алексей Мисаилов. «В качестве альтернативы можно привлечь белорусских или прибалтийских перевозчиков, искать морские маршруты. Но в любом случае это приведет к увеличению стоимости транспортировки каждой еврофуры на 300-500 евро. Замечу, что число белорусских перевозчиков ограничено, а сейчас они еще и закрывают проблему с российско-польскими „дозволами“. Объем перевозок между Польшей и РФ значительно больше, чем между Украиной и Россией: непростая геополитическая ситуация оказала влияние на снижение внешнеторгового оборота между нашими странами», — отмечает Мисаилов.

По словам председателя Ассоциации компаний розничной торговли Ильи Ломакина, большинство ретейлеров, входящих в АКОРТ, считают риски от «войны фур» совершенно незначительными. Они либо уже не используют Украину в своих логистических схемах, либо не используют для доставки продукции автотранспорт. «Надо понимать, что любые политические решения, которые приводят к народному возмущению, всегда потенциально могут привести к скачку цен. Но у нас ведь существенно снизился продуктовый импорт с европейского направления. В основном теперь идет non-food — бытовая техника, товары для дома, повседневного спроса, — а у него совсем другие зависимости определяют ценовую динамику», — подчеркивает Ломакин.

Между тем, по информации «Росбалта», крупные поставщики все-таки уже испытывают определенные трудности из-за «вежливой блокады». Так, на подходах к украинским пунктам пропуска остановились фуры «Магнита» с сербскими яблоками и овощами.

Президент Российской ассоциации перевозчиков Владимир Приказчиков считает, что происходящее скажется на покупателях. Простой товара на границе увеличит его стоимость. В свою очередь логистический эксперт Николай Лобанов полагает, что простой приведет к удорожанию только 1-3% товаров в российских магазинах.

Безболезненно загнать фуры на паромы, по мнению Приказчикова, не получится. Появление еще одного перевозчика — морского — также обернется повышением стоимости доставки, а, следовательно, и товара.

Генеральный директор агентства InfraNews Алексей Безбородов рассказывает, что за последние два-три года номенклатура грузов, которые шли автотранспортом в Россию через Украину, менялась несколько раз. Товарные позиции изменились после событий на Майдане, потом — после присоединения Крыма, а затем — с каждым новым витком санкций.

Сегодня перевозки через Украину характеризуются крайней хаотичностью. В основном украинский транзит — это комплектующие, срочные доставки, почтовые отправления и сборные грузы.

Приказчиков отмечает, что после введения санкций перечень грузов, которые можно возить из Европы, ограничен: «В основном везут оборудование и автокомплектующие. А следовательно, можно говорить об удорожании именно этих категорий товаров».

Впрочем, по словам Безбородова, застрявшие на границах Украины и Польши 500-600 фур — это не так много. «Да, это отдельная часть транспортного бизнеса, — признает Безбородов. — Но что такое 600 фур, которые за неделю скопились на границе? Это один контейнеровоз. А таких контейнеровозов только в порт Санкт-Петербурга ежедневно заходит по 5-6 штук».

Другое дело, что в этой ситуации пострадают грузоперевозчики. На фоне кризиса, а также ситуации с введением системы сборов с большегрузов «Платон», это значительно усложнит им жизнь.

«Люди просто не понимают, что творят. Перевозчик — хоть российский, хоть украинский — вне политики. Убийство автоперевозчика — это пострашнее войны, — уверен Приказов. — Да и во время войны — как без перевозчиков? Кто боеприпасы возить будет? Подобными блокадами и запретами люди сами себе создают проблемы».

Но вряд ли забота о дальнобойщиках заставит российские власти пойти на уступки. От введения санкций и контрсанкций тоже, как известно, пострадали оставшиеся без импортного сырья предприниматели и рядовые россияне (когда качество продукции упало, а цены выросли). Но это не стало уроком для Кремля.