Posted 4 марта 2016,, 13:00

Published 4 марта 2016,, 13:00

Modified 31 марта, 04:07

Updated 31 марта, 04:07

Сомнительное равноправие русских женщин

4 марта 2016, 13:00
В России прекрасный пол все чаще будет оказывать давление на мужчин, считают эксперты. Даже зарабатывая больше, женщины требуют, чтобы их обеспечивали.

На Западе все большее людей сознательно выбирают одинокую жизнь. Все меньше американцев и европейцев задаются вопросами о том, обязательно ли связывать себя брачными узами и заводить ребенка. В России одиночек еще не так много, как на Западе — экономическая ситуация не настолько хороша. Но в XXI веке их количество увеличится и в нашей стране. К такому выводу пришли участники Экспертного клуба «Росбалта».

В христианском мире важную роль в формировании семьи играл экономический аспект. В Средние века и в начале Нового времени 95% людей были вынуждены заводить семьи и рожать детей, чтобы выжить. Если после потери работоспособности у человека не оставалось сына, который мог бы содержать престарелого родителя, последний был обречен на смерть. Ведь только в редких случаях старикам помогала община.

Можно сделать приблизительные подсчеты, сколько детей должно было быть в русской семье, чтобы у престарелых родителей были минимальные средства к существованию. Так, существует пословица: первый сын богу, второй царю, третий себе на пропитание. Расчет простой. В традиционном обществе детская смертность была чрезвычайно высока, а значит, один из сыновей наверняка умрет. Второго забреют в рекруты, а, следовательно, его уже нельзя считать кормильцем. Оставить «себе» на старость можно лишь третьего сына. Если же учитывать, что вероятность рождения мальчика и девочки примерно одинаковая, то в русской традиционной семье появлялось не меньше шести детей. Этого должно было хватить на обеспеченную старость.

Однако с появлением государственного социального обеспечения пенсионеров главный экономический мотив для создания семьи постепенно исчезает. Теперь это вопрос личного выбора. Крепостного права нет, и человек сам решает, где и кем ему работать, да и работать ли вообще. Имеются какие-никакие, но выборы, а значит, можно проголосовать за того или иного кандидата. То же самое и с семейным выбором: хочу — создаю «ячейку общества», а хочу — нет.

«В традиционном обществе, если ты одиночка, то должен быть монахом. Сегодня одиночка не изолируется от общества, это человек, который начал жить один для того, чтобы обдумать, как ему оптимально выстроить отношения с обществом», — подчеркнул научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин.

Тенденция к самостоятельной жизни одиноких молодых людей наметилась в Швеции в 70-е годы XX века. Сыновья и дочери стали уходить от родителей в раннем возрасте, но семьями не обзаводились на протяжении 10-15 лет. Потребности в том, чтобы бежать под венец со школьной скамьи, они не испытывали.

«Есть подозрение, что в XXI веке мы получим совершенно иную модель отношений между людьми. В России ее появление пока тормозит вопрос материального обеспечения. Эта тенденция в нашей стране проявляется в меньшей степени. Но в итоге получается, что мы не полигамная семья, как в традиционной исламской культуре, но и не моногамная, как в христианской культуре, а что-то совершенно иное», — отметил Травин.

Вице-президент Ленинградской торгово-промышленной палаты Дмитрий Прокофьев также считает, что традиционную многодетную семью разрушило введение пенсионного обеспечения. В XXI веке наиболее распространенными станут семьи, члены которых равноправны. И конечно, все больше людей будут выбирать путь одиночества.

Эксперты также отметили, что в России женщины все чаще будут оказывать давление на мужчин. В стране уже нормальной считается ситуация, при которой жена зарабатывает больше мужа, но при этом все равно уверена, что содержать ее должен мужчина. Это подтверждается статистикой покупок и продаж. Сколько бы много ни зарабатывала женщина, платить в ресторане за ужин и в магазине за новое платье все равно должен ее спутник.

«Российский мужчина оказался в ловушке «гибридной семьи». Западная современная семья — это семья, в которой оба партнера несут ответственность за материальное благополучие, за воспитание детей, — говорит Прокофьев. — В «восточной» и «южной» семье женщина находится в пространстве домашнего хозяйства. Мужчина работает, а его спутница платит ему тотальным подчинением. Россияне же оказались где-то посередине. У нас женщина совершенно справедливо считает, что она может и должна работать, делать карьеру. Хорошо зарабатывать для нее — это нормально. Но содержать ее все равно должен мужчина. И при этом планка женских требований все время повышается».

В России женщин по-прежнему значительно больше, чем мужчин. Но при этом слабый пол продолжает давить на сильный, требуя все больших благ.

«Мужчин все меньше, ну ничего — мы заставим их работать: делать то, что нам надо», — размышляют женщины. По Невскому проспекту движется колоссальное количество новых дорогих автомобилей, за рулем которых сидят молодые женщины. Они сами на них заработали? Если они сами заработали на эти машины, то у нас в стране нет никакого экономического кризиса! Мы — страна с процветающей экономикой! Значит, у нас много хороших рабочих мест! Но мне кажется, что деньги на эти авто достал мужчина, а потом просто передал их в прекрасные женские руки», — рассказал Прокофьев.

Своя точка зрения на процессы, происходящие в семейных отношениях, у писателя и культуролога Андрея Столярова. Он считает, что нужно учитывать биологическую подоплеку. Так, поведение животных целиком определяется инстинктом, то есть внутренними генетическими программами. У человека совершенно другая ситуация. Эволюция инстинктов у homo sapiens остановилась. Порой генетические программы, заложенные природой в человеке, допускают отклонения и даже альтернативные варианты. Так, у человека есть программа на моногамный брак, то есть мужчина и женщина связывают свои отношения браком «один раз и на всю жизнь».

Но у людей есть и дополнительная генетическая программа на полигамию. У мужчин это полигиния — стремление к многоженству, у женщин — полиандрия, то есть стремление к многомужеству. Неспроста возникла масса анекдотов на тему измены.

«Сейчас с моралью у нас стало свободнее. Поэтому активизировались две программы — на многоженство и на многомужество. Но реализуются они не параллельно, в виде семейных измен, а последовательно — в виде цепочки браков. Наблюдается любопытный феномен. Первый брак для женщины — это первая любовь, в рамках второго брака она рожает и воспитывает детей, третий брак — это уже духовная общность и интеллектуальное содружество. У мужчин все то же самое. Программа полигамии заключается в серии последовательных и совершенно законных браков. То есть генетика и мораль пытаются создать некое единство», — рассказал Столяров.

С культурологом не совсем согласна старший научный сотрудник Социологического института РАН Мария Мацкевич. По ее словам, человек как раз и отличается от животного тем, что все его инстинкты регулируются, а зачатую подавляются разного рода культурными нормами. Да, движение к эгалитарной семье, в которой права супругов равны, гораздо раньше возникло в западных странах. Но на сегодняшний день видны признаки того, что эгалитарный подход к семье в России не только борется с традиционным, но и одерживает верх. 88% россиян утверждают, что семейные обязанности должны распределятся между супругами поровну. 60% опрошенных считают, что ничего страшного нет, в том, что жена зарабатывает больше мужа. Еще одно свидетельство отхода от традиционной семьи — 90% опрошенных считают, что не стоит жить «большой семьей», а все поколения должны пребывать отдельно.

Впрочем, говорить о том, что модель традиционных семейных отношений окончательно ушла из страны, рано. Например, при переписи населения выяснился интересный факт: замужних женщин в России оказалось примерно на четверть больше, чем мужчин. При этом семья по-прежнему вне конкуренции в шкале ценностей россиян. И в годы кризиса, и в годы благополучия самым ценным в своей жизни они называют семью. И только после этого вспоминают про справедливость и свободу.