Posted 30 марта 2016,, 15:57

Published 30 марта 2016,, 15:57

Modified 31 марта, 03:50

Updated 31 марта, 03:50

«В Год кино нельзя показывать только отечественные фильмы»

30 марта 2016, 15:57
Очень важно погрузить российское кино в контекст мирового кинематографа. Ведь кинематограф — это, пожалуй, единственное из искусств, которое появилось в России одновременно со всем миром, отмечает киновед Александра Ахмадщина.

Можно ли окупить ретроспективы известных режиссеров, какие проблемы возникают с кинотеатрами и почему в Петербурге до сих пор нет синематеки, «Росбалту» в рамках проекта «Петербургский авангард» рассказала руководитель отдела специальных событий журнала «Сеанс» Александра Ахмадщина.

— Начнем с актуального, 2016-й — Год российского кино. Готовит ли журнал «Сеанс» специальные мероприятия к этому событию?

— Сейчас готовим один большой проект в расчете на поддержку комитета по культуре. Если все получится, в течение года у нас пройдет несколько серий кинопоказов архивного российского и зарубежного кино. Кроме того, в апреле планируем провести ретроспективу, посвященную великолепному русскому режиссеру Павлу Клушанцеву. Это был большой изобретатель, он первым снял выход человека в открытый космос, на его работах учились Джордж Лукас и Стэнли Кубрик. Также планируем запустить регулярную серию показов на базе разных кинотеатров.

Команда «Сеанса» уже третий год борется за создание синематеки в Петербурге. В 2013 году на Международном культурном форуме мы провели большую конференцию, которая называлась «Дети синематеки». На ней руководители ведущих музеев кино, синематек из Европы и Америки обсуждали необходимость создания архива кино и важность зрительского образования. Год спустя мы представили проект синематеки, провели открытые слушания. Но, как часто это бывает, чем прекрасней идея, тем сложней и неожиданней оказываются препятствия к ее осуществлению. Не хочется вдаваться в подробности, но можно сказать, что наш проект по превращению кинотеатра «Родина» в Петербургскую синематеку фактически заблокировал местный Союз кинематографистов. В итоге сейчас с комитетом по культуре обсуждаем серию «синематечных» показов на разных городских площадках. Этот проект получил название «Кино в городе. Петербургская синематека».

— Вы делаете упор на российское кино или на зарубежное? Разделяете свои показы?

— Нет. Несмотря на то, что у нас идет Год российского кино, зрительское образование будет, мягко говоря, неполным, если мы станем показывать только отечественные фильмы. В мире сейчас нет границ, есть единое культурное пространство. Государственные границы есть, а у искусства границ нет. Нам важно погрузить российское кино в контекст мирового кинематографа. Ведь кинематограф — это, пожалуй, единственное из искусств, которое появилось в России одновременно со всем миром. Кроме того, в результате кризиса дистрибуция мирового авторского кинематографа сейчас переживает трудные времена, а кинотеатральный репертуар состоит по большей части из поточных голливудских фильмов с редкими вкраплениями отечественных. Поколения новых зрителей воспитываются на американском кинематографе. Вопрос с предметом «отечественное кино» в школах не решен и вряд ли будет решен в ближайшее время. Некоторые российские производители пытаются делать фильмы по голливудским лекалам — но это во многом пораженческая стратегия. У нас, к сожалению, индустрия намного менее развита, и фильм уровня «Безумного Макса», лидера прошедшей оскаровской гонки, появится в России очень нескоро.

Чтобы всерьез работать с кинотеатральным зрителем, а это очень молодые люди, нужен, конечно, системный подход. И «синематечные» показы — только шаг на этом пути. Но шаг очень важный. С их помощью можно и нужно рассказывать зрителю, что российское киноискусство — это часть мирового. Объяснять, чем наш кинематограф отличается от кинематографа других стран, что именно благодаря историческим, политическим, ментальным особенностям советское кино в определенный период, например, было в авангарде мирового. Вместе с проектом «Кино в городе», состоящим из циклов синематечных кинопоказов, «Сеанс» в этом году перезапускают свою Энциклопедию отечественного кино. По сути это будет современный и доступный учебник по отечественному кинематографу.

— Как давно журнал сам организовывает кинопоказы?

— Четвертый год подряд «Сеанс» будет отвечать за секцию «Кино» Петербургского культурного форума. А вплотную стал заниматься кинопоказами, наверное, в 2014 году. Тогда мы организовали ретроспективу Стэнли Кубрика, на которую привезли пять фильмов и пригласили Яна Харлана, продюсера картин американского режиссера.

— Но в Петербурге и так регулярно проходят ретроспективы, фестивали. Или городу все-таки не хватает мероприятий?

— Городу очевидно не хватает мероприятий, особенно хорошо организованных и содержательных кинособытий. Неслучайно в результате нашей пока еще скромной деятельности мы стали уже чуть ли не еженедельно получать запросы от посольств, консульств и дружественных кинопроизводителей, которые просят нас помочь организовать что-то. Чем мы отличаемся от других организаторов? Мы уверены в том, что фильм никогда не существует в вакууме, он всегда существует в каком-то контексте — политическом, культурном, искусствоведческом, социальном. И пытаемся сделать не просто показ фильма, но и рассказать историю вокруг этого фильма. Например, в прошлом декабре на ретроспективу Дэвида Линча приехал оператор Фредерик Элмс, который представил картины в «Авроре» и провел пятичасовой мастер-класс в первом павильоне «Ленфильма». Для нас важны создание контекста кинофильма и выход из вакуума во что-то большее. Кино хватит на всех.

— На каких зрителей ориентируетесь? Например, мастер-класс с Фредериком Элмсом был сугубо для профессионалов.

— Конечно, это была абсолютно профессиональная история, рассчитанная на операторов и режиссеров. Два года назад у нас был мастер-класс «250 способов осветить женское лицо», который вел замечательный французский оператор Жан-Жак Буон, и этот мастер-класс тоже был рассчитан на профессионалов. Обе встречи прошли в рамках секции «Кино» Петербургского культурного форума, где события делятся на потоки — образовательный, деловой, публичный. Наша деятельность в течение года тоже, можно сказать, разделена на потоки. И, конечно же, мы проводим мероприятия для широкой аудитории. Трудно забыть аншлаг и очередь за билетами в кассу на показе «Брата», который открывал прошлогодний цикл «Кинопроза» в «Авроре».

— Кто генерирует идеи? У вас есть команда, которая занимается организацией кинопоказов?

— Редакция журнала «Сеанс». С нами всегда Любовь Аркус, художественный руководитель и вдохновитель — даже когда она не принимает личного участия в обсуждениях, занята фондом «Выход в Петербурге» или собственным фильмом, то для всех является камертоном, таким смысловым уровнем. Ответственность за созданное ей дело, которому уже 25 лет, заставляет команду на многие вещи смотреть иначе, постоянно спрашивая себя, действительно ли то, что мы делаем, — это «Сеанс».

— Сложно ли организовывать показы с формальной стороны?

— Основная сложность заключается в том, что право на показ фильма, если это зарубежная картина, покупается либо за доллары, либо за евро, а билеты в кино продаются за рубли. Поэтому без финансовой поддержки провести большое мероприятие абсолютно невозможно. Мы регулярно сотрудничаем с комитетом по культуре Петербурга, Фондом кино, Генеральными консульствами США, Кореи и с другими культурными институциями.

— Мероприятия окупаются?

— Чем более интересную историю мы задумываем, тем нужней ей оказывается «грантовая подушка». Особенно это касается приезда кинематографистов из других стран в Петербург — окупить их визит без грантов, только за счет кинопоказа, почти нереально. Да и не только приездов. Если ты за собственные деньги покупаешь право на показ фильма, берешь в аренду копию, привозишь ее в Россию, растаможиваешь, переводишь, субтитрируешь, потом отправляешь назад, печатаешь афиши, буклеты — на этом почти невозможно заработать.

— А как к вашим показам относятся кинотеатры? Сталкивались ли с нежеланием администрации кинотеатров проводить у себя ретроспективы?

— С кинотеатрами есть вот какая проблема — большинство из них оборудованы исключительно цифровыми проекторами, и у них нет проекторов для пленки 35 мм. Такая техника осталась в «Родине», в «Авроре» и в сети «Петербург-кино». Можно показывать фильмы с blu-ray, но мы стараемся этого не делать. Для нас существует только три формата: пленка 35 мм, dcp (цифровые копии) и пленка 16 мм. Планируя мероприятие, всегда думаем и о площадке. Например, проводя ретроспективу Дэвида Линча, выбрали кинотеатр «Аврора». Его интерьер напоминал зрителю атмосферу фильмов Линча, и вообще этот кинотеатр ассоциируется у горожан с авторским кино. А для каких-то мероприятий лучшей площадкой будет «Порядок слов», куда вмещается всего 60 человек, но это будут те самые люди, для которых это событие важно.

— У вас возникали проблемы с цензурой? Делали ли вы скандальные показы?

— У нас был один суперскандальный показ — авторская версия фильма «Нимфоманка» Ларса фон Триера. Но публичного скандала не было — наверное, потому что мы к нему не стремились. Очень часто скандал зависит от подачи. Мы дорожим репутацией журнала, поэтому единственное, на что ориентируемся, — это собственная совесть и чувство прекрасного.

Продолжение интервью читайте на сайте «Петербургский авангард».

Беседовала Любовь Костерина