Posted 7 апреля 2016,, 21:10

Published 7 апреля 2016,, 21:10

Modified 31 марта, 03:43

Updated 31 марта, 03:43

Путин «прошелся» по офшорам

7 апреля 2016, 21:10
На медиафоруме «Правда и справедливость» президент РФ впервые прокомментировал так называемый «панамский архив». Коррупционной составляющей он в этой истории не увидел.

Петербургский медиафорум независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость» традиционно служит для трансляции правды и справедливости особого рода. В этот раз площадку форума выбрали для первого комментария президента РФ Владимира Путина о нашумевшем «панамском архиве». В итоге встреча с журналистами из регионов превратилась в разнос «западных партнеров».

Медиафорум под эгидой ОНФ проходит уже в третий раз и неизменно напоминает не съезд «независимых СМИ», а встречу сторонников Владимира Путина. Региональные корреспонденты с благоговением задавали вопросы официальному представителю МИД Марии Захаровой и внимали выступлениям представителей каналов «Россия» и Russia Today. Одна из сессий вовсе была посвящена информационной войне с Западом. В ходе дискуссии спикеры пришли к выводу, что противостояние идет по всем фронтам, но Москва — третий Рим, наше дело правое, поэтому мы победим. Зрительный зал с этой точкой зрения был солидарен. А вот реплики журналиста Znak.com Екатерины Винокуровой (которая в очередной раз представляла единственную альтернативную точку зрения) встретили недовольным гулом.

Все это было подготовкой к главному событию — пленарному заседанию с участием Владимира Путина. Глава государства начал выступление с шутки о том, насколько символично проведение медиафорума в Петербурге. «Раньше Лениград-Петербург называли городом трех революций. Я надеюсь, что результатом ваших усилий не будет четвертая революция. А как раз наоборот», — заявил президент.

Представители «независимых СМИ» надежды главы государства полностью оправдали — революционных вопросов от них ждать не стоило. Но встреча была срежиссирована так, чтобы между жалобами на региональный беспредел и просьбами о помощи вклинились и геополитические реплики.

Первый вопрос задал журналист из Дагестана. Он поинтересовался, почему западные СМИ так мало пишут про успехи России в борьбе с международным терроризмом. А заодно спросил, почему в его регионе все так плохо со строительством школ. Президент сообщил, что начнет с наиболее важного — с образования. И произнес несколько обтекаемых фраз о том, что в Дагестане действительно не хватает школ, но можно попробовать что-нибудь сделать.

Ответ про замалчивание наших успехов в зарубежных СМИ вышел гораздо более пространным и конкретным.

«Понятно, почему так происходит. Сначала говорили о необходимости изолировать Россию, потом поняли, что это невозможно, с началом нашей операции в Сирии пришло осознание. У вас задача вынести что-то на обсуждение общественности, а там — принизить, замолчать, недоинформировать своих слушателей и читателей. Но жизнь все равно будет идти своим чередом. И нас это не очень волнует, нам важен результат», — сказал Путин.

Примерно через час после начала дискуссии модератор дал возможность задать вопросу блогеру Константину Ткаченко. Молодой человек с румяными щеками, как оказалось, ведет в Instagram аккаунт kremlin_russian, на который подписаны более полумиллиона человек. Блог состоит из фотографий президента и прочих госдеятелей и настолько провластных комментариев, что сразу видно — у парня большое будущее. Вопрос Ткаченко задал не какой-нибудь, а про «панамский архив».

Эту тему, взбудоражившую правительства десятков стран, российский президент сам еще не комментировал ни разу. Поэтому к ответу подошел обстоятельно — начал с целого исторического экскурса. Давным-давно, еще в 1990-х, Запад жалел Россию и посылал картошку в обмен на лояльность и послушание. Но потом мы «встали на ноги» и началось: переворот на Украине, Крым, Донбасс, Сноудена опять же не выдали.

«Это все некоторые партнеры наши считают раздражителями. Они привыкли к монополии на международной арене и не хотят ни с кем считаться. А последние события в Сирии прямо показали наши возможности решать проблемы не только рядом с собой, но и далеко от наших границ. Наша экономика, несмотря на все проблемы, стала более независимой и самостоятельной. Возможности вооруженных сил возросли многократно. Но больше всего наших оппонентов беспокоит даже не это, а единство и сплоченность российской нации, многонационального российского народа. В этой связи предпринимаются попытки раскачать изнутри, сделать нас более покладистыми и причесать нас так, как хочется. Самый простой способ — внести какое-то недоверие внутри общества к органам власти, к органам управления, настроить одних против других. Это с блеском было применено в трагические годы Первой мировой войны, когда страну просто довели до распада», — заявил президент.

Путин долго не переходил к главному — к комментарию об офшорах своего друга Сергея Ролдугина, оборот которых, по данным СМИ, насчитывал несколько миллиардов долларов. Авторы доклада о панамских документах полагают, что Ролдугин лишь формально владел этими счетами, а на самом деле президент России «мог использовать их для решения непубличных задач». Но глава государства посмеялся над этими сведениями, назвав их «информационным продуктом».

«По этим офшорам прошлись. Вашего покорного слуги там нет. Не о чем говорить. Но задание-то есть, надо работать. Вот и сделали информационный продукт. Что-то там поковыряли и слепили. Есть какой-то друг президента России, он что-то там сделал, наверное, это имеет какую-то коррупционную составляющую. Какую? Да никакой там нет. А то, что за этим стоят официальные органы США, нам еще WikeLeaks показал. Мы понимаем, кто заказчик», — продолжал президент.

Про Ролдугина он сказал, что это «не просто какой-то музыкант, а блестящий музыкант, один из лучших в стране». По версии Путина, виолончелист действительно заработал какие-то деньги, будучи миноритарным акционером в одной из компаний.

«Это, конечно, не миллиарды долларов. Чушь! Нет ничего подобного! Но какие-то зарабатывает. Я горжусь такими людьми. Почти все деньги, которые он заработал, он потратил на приобретение музыкальных инструментов за границей. И уже несколько месяцев занимается оформлением этих инструментов в собственность государственных учреждений», — рассказал Путин.

Выступив в защиту своего друга, президент вновь пересел на любимого конька — начал рассказывать о том, как США нас много раз обманывали и подставляли. Вот и по ядерной безопасности договоренности не соблюдают. И вообще у них тюрьма Гуантанамо до сих пор работает.

«Ну и что, закрыли? До сих пор там люди в кандалах ходят! И все правозащитные организации язык проглотили — никто ничего не говорит. Сложно представить, что современном мире это возможно — без суда и следствия люди сидят в заточении. Невероятно! Можете представить, чтобы у нас такое было?» — удивился Путин.

Никто не посоветовал президенту забить в поисковик словосочетание «пытки в полиции» и посмотреть, сколько появится свежих новостей — из Иркутстка, Ивановской области, Красноярского края. Про похищение людей в Чеченской Республике тоже промолчали.

Сам президент лишь смиренно предрек новые офшорные скандалы из-за обострения отношений с Западом, который просто не выносит сильную Россию. И как был дал этим понять, что никакого реального расследования возможных финансовых махинаций российских чиновников не будет и быть не может. Мы не Исландия и не Англия, где премьеры вынуждены оправдываться перед населением за счета в офшорных зонах. Причесать себя не дадим, будем ходить лохматыми.

Софья Мохова