Posted 20 мая 2016,, 15:33
Published 20 мая 2016,, 15:33
Modified 31 марта, 03:16
Updated 31 марта, 03:16
Еще с зимы в Северной столице появились первые партийные билборды. Горожане любуются на скучные плакаты с логотипом ЛДПР, фотографии Оксаны Дмитриевой, теперь представляющей «Партию роста», а также желто-красные полотнища с Сергеем Мироновым («Справедливая Россия»). На этом фоне пока кажется не очень активной КПРФ. Но за сам ранний старт кампании следует благодарить единороссов.
Дело в том, что «Единая Россия» уже несколько месяцев занимается пиаром внутрипартийных праймериз. История закономерно сопровождается склоками и разборками, о чем свидетельствуют многочисленные новости в СМИ.
«Таким образом «Единая Россия» заполонила информационное пространство. Про другие партии в Интернете говорят очень мало. Кто знает о выдвижении в ЛДПР, кто обсуждает список КПРФ или «Справедливой России»? Нет, все смотрят за скандалами внутри «Единой России». А для партии и политика любая информация, кроме некролога, только в плюс», — отмечает директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.
В этой связи неудивительным кажется довольно ровный результат, который демонстрирует партия власти в социологических опросах. Согласно данным петербургского социологического центра «Мегаполис», 18 сентября за «Единую Россию» собираются проголосовать 32,8% горожан. Этот показатель значительно не менялся в последнее время.
На втором месте по симпатиям КПРФ с 9%, за «Справедливую Россию» готовы отдать голоса 8,5%, за ЛДПР — 7%. Около 2% у «Партии Роста». Примерно 50% респондентов еще не определились с симпатиями.
Несколько меняется ситуация, если учитывать голоса всех опрошенных, включая тех, кто якобы не собирается голосовать.
«С момента предыдущего замера в ноябре 2015 года поддержка «Единой России» снизилась 22,4 до 20,5%. Зато у других партий произошел рост: у КПРФ — с 5 до 6,2%, у ЛДПР — с 2,2 до 5,8%, у «Справедливой России — с 2,4 до 4,6%. У «Партии роста» — 1%», — поясняет старший научный сотрудник Социологического института РАН, научный руководитель социологического центра «Мегаполис» Татьяна Протасенко.
Согласно данным опроса, шансы на прохождение в Госдуму и ЗакС имеют только четыре партии (все остальные оказались в зоне погрешности).
«Некоторые эксперты сейчас фиксируют рост «Партии Роста», но они просто путают бренд партии и Оксаны Дмитриевой. Она действительно узнаваемый политик нашего города и имеет серьезные электоральные возможности. Но само название «Партия роста» никому не известно. Удивительно, но недавние опросы так же четко зафиксировали падение рейтинга «Яблока». Если несколько лет назад оно входило в пятерку проходных, то сейчас она ничем не отличается от 10-15 партий, имеющих менее 1%. Говорить о том, что это реальная сила, которая может сформировать фракцию в Госдуме или ЗакСе Петербурга, не приходится», — подчеркивает Дмитрий Солонников.
Но некоторые наблюдатели полагают, что сама партийная принадлежность не сыграет решающую роль на грядущих выборах, которые будут проходить по смешанной системе. В одномандатных округах важны конкретные персоналии.
«У нас люди вообще привыкли ориентироваться на личности, и в этом большая проблема. Они знают человека, значит, будут за него. Поэтому на выборах в Госдуму абсолютный лидер, согласно опросам, — Дмитриева, ее поддерживает электорат всех партий. У нее есть все шансы победить в округе. На втором месте Владимир Бортко, есть поддержка и у Олега Нилова. А вот Виталий Милонов как возможный депутат Госдумы не устраивает никого», — отмечает социолог Татьяна Протасенко.
С тем, что в наше время политика приобретает все большую персонификацию, соглашается и член фракции «Справедливая Россия» в ЗакСе Марина Шишкина.
«Почему так произошло? Просто политическая конкуренция в России сведена на нет, все это множество существующих партий — лишь декорации. У нас нет четкого деления на республиканцев и демократов, как в США. Этого деления не было с момента зачатия в стране политических институтов, построенных на рыночной основе. Поэтому партии, которые многие называют «прокремлевскими», во многом пересекаются своими платформами. И выбора нет. Мне бы тоже было сложно при голосовании исходить из партийного принципа», — заключает Шишкина.
Однако партийные бренды все же сыграют в голосовании существенную роль. Все-таки у КПРФ и ЛДПР по-прежнему есть узнаваемые лидеры, а «Справедливая Россия» еще воспринимается некоторыми людьми как приемлемый выбор в том случае, если они не хотят поддерживать «жуликов и воров».
«Выдвигаясь от партии в мажоритарном округе, любая личность будет иметь некий гандикап из-за бренда. Поэтому бессмысленно выдвигаться, например, от партии «Гражданская сила», которую никто знает. Даже у очень хорошего человека нет шанса избраться от партии, которая не забрендирована. Пусть даже речь идет о тех 14, чьим кандидатам не нужно собирать подписи для выдвижения. Будет 3-4 таких человека, но в основном неизвестные партии будут лишены возможности представить значимых кандидатов. Все персоналии стремятся идти от той партии, с которой, как им кажется, они добьются победы. Поэтому конкуренция за людей будет идти по остаточному принципу: кто не пройдет в «Единую Россию», окажется в одной из трех других крупных партий», — комментирует политолог Дмитрий Солонников.
Сейчас происходят последние приготовления. Часть кандидатов все еще ведет переговоры с партиями. Но эти перипетии обычных граждан не волнуют. Как подтверждают социологические опросы, в стране до сих пор огромное количество «брошенного электората». То есть людей, которые не знают, кто в принципе может представлять их интересы. Мало того, многие россияне вообще не знают кандидатов и не понимают, что подразумевает под собой смешанная система выборов.
Поэтому специалисты признают, что технологии с баннерами и газетами уже устарели. Необходима более персонифицированная работа с избирателями. Кроме того, кандидатам лучше концентрироваться на проблемах микромира. Опросы социологов показывают, что нехватка мест в детских садах и ремонт в подъезде волнуют людей гораздо сильнее, чем войны в далеких странах.
У кандидатов есть почти четыре месяца, чтобы перетянуть на свою сторону хотя быть часть «брошенного электората». Политологи, впрочем, ожидают, что явка на выборах будет высокой.
«По сравнению с 2011 годом есть официальная установка на легитимизацию результатов выборов. Если раньше в «Единой России» говорили, что у нее должно быть не менее 50% голосов при высокой явке, то теперь важны и высокая явка, и легитимный результат, который невозможен, если пришли 20-30% избирателей. Поэтому уже допускается, что у партии власти не обязательно должен быть 50%-результат», — поясняет политолог Анна Хмелева.
Однако не стоит забывать про простую социологическую закономерность: чем выше явка, тем меньший процент получает победитель. Поэтому сенсационный выигрыш «Единой России» при высокой посещаемости участков возможен только в одном случае. Он называется «фальсификация».
Софья Мохова