Posted 20 мая 2016,, 15:33

Published 20 мая 2016,, 15:33

Modified 31 марта, 03:16

Updated 31 марта, 03:16

Выборы для избранных

20 мая 2016, 15:33
Хотя предвыборная кампания не началась, агитация давно идет, и результаты определены. По словам экспертов, в Госдуму и в ЗакС Петербурга гарантированно проходят 4 партии.

Еще с зимы в Северной столице появились первые партийные билборды. Горожане любуются на скучные плакаты с логотипом ЛДПР, фотографии Оксаны Дмитриевой, теперь представляющей «Партию роста», а также желто-красные полотнища с Сергеем Мироновым («Справедливая Россия»). На этом фоне пока кажется не очень активной КПРФ. Но за сам ранний старт кампании следует благодарить единороссов.

Дело в том, что «Единая Россия» уже несколько месяцев занимается пиаром внутрипартийных праймериз. История закономерно сопровождается склоками и разборками, о чем свидетельствуют многочисленные новости в СМИ.

«Таким образом «Единая Россия» заполонила информационное пространство. Про другие партии в Интернете говорят очень мало. Кто знает о выдвижении в ЛДПР, кто обсуждает список КПРФ или «Справедливой России»? Нет, все смотрят за скандалами внутри «Единой России». А для партии и политика любая информация, кроме некролога, только в плюс», — отмечает директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.

В этой связи неудивительным кажется довольно ровный результат, который демонстрирует партия власти в социологических опросах. Согласно данным петербургского социологического центра «Мегаполис», 18 сентября за «Единую Россию» собираются проголосовать 32,8% горожан. Этот показатель значительно не менялся в последнее время.

На втором месте по симпатиям КПРФ с 9%, за «Справедливую Россию» готовы отдать голоса 8,5%, за ЛДПР — 7%. Около 2% у «Партии Роста». Примерно 50% респондентов еще не определились с симпатиями.

Несколько меняется ситуация, если учитывать голоса всех опрошенных, включая тех, кто якобы не собирается голосовать.

«С момента предыдущего замера в ноябре 2015 года поддержка «Единой России» снизилась 22,4 до 20,5%. Зато у других партий произошел рост: у КПРФ — с 5 до 6,2%, у ЛДПР — с 2,2 до 5,8%, у «Справедливой России — с 2,4 до 4,6%. У «Партии роста» — 1%», — поясняет старший научный сотрудник Социологического института РАН, научный руководитель социологического центра «Мегаполис» Татьяна Протасенко.

Согласно данным опроса, шансы на прохождение в Госдуму и ЗакС имеют только четыре партии (все остальные оказались в зоне погрешности).

«Некоторые эксперты сейчас фиксируют рост «Партии Роста», но они просто путают бренд партии и Оксаны Дмитриевой. Она действительно узнаваемый политик нашего города и имеет серьезные электоральные возможности. Но само название «Партия роста» никому не известно. Удивительно, но недавние опросы так же четко зафиксировали падение рейтинга «Яблока». Если несколько лет назад оно входило в пятерку проходных, то сейчас она ничем не отличается от 10-15 партий, имеющих менее 1%. Говорить о том, что это реальная сила, которая может сформировать фракцию в Госдуме или ЗакСе Петербурга, не приходится», — подчеркивает Дмитрий Солонников.

Между тем старший научный сотрудник социологического института РАН Мария Мацкевич считает, что сбрасывать «Яблоко» со счетов пока рано. Партия еще сможет себя показать, если начнет активную кампанию.
«По поводу «Яблока» точно сохраняется интрига на думских выборах. И это определяется не только рейтингом, но и тем, что не связано напрямую с волеизъявлением избирателей. То есть оно может стать тем сюрпризом, который будет призван представлять оппозицию в парламенте. С минимальным количеством голосов, которые ничего не решают. Но что касается ЗакСа Петербурга, то традиционные опросы обычно недооценивают его потенциал. Оценки ряда социологов перед выборами 2011 года тоже были ниже, чем-то, что «Яблоко» в итоге получило. Все зависит от того, смогут ли они сейчас привести своих избирателей на участки», — отмечает эксперт.

Но некоторые наблюдатели полагают, что сама партийная принадлежность не сыграет решающую роль на грядущих выборах, которые будут проходить по смешанной системе. В одномандатных округах важны конкретные персоналии.

«У нас люди вообще привыкли ориентироваться на личности, и в этом большая проблема. Они знают человека, значит, будут за него. Поэтому на выборах в Госдуму абсолютный лидер, согласно опросам, — Дмитриева, ее поддерживает электорат всех партий. У нее есть все шансы победить в округе. На втором месте Владимир Бортко, есть поддержка и у Олега Нилова. А вот Виталий Милонов как возможный депутат Госдумы не устраивает никого», — отмечает социолог Татьяна Протасенко.

С тем, что в наше время политика приобретает все большую персонификацию, соглашается и член фракции «Справедливая Россия» в ЗакСе Марина Шишкина.

«Почему так произошло? Просто политическая конкуренция в России сведена на нет, все это множество существующих партий — лишь декорации. У нас нет четкого деления на республиканцев и демократов, как в США. Этого деления не было с момента зачатия в стране политических институтов, построенных на рыночной основе. Поэтому партии, которые многие называют «прокремлевскими», во многом пересекаются своими платформами. И выбора нет. Мне бы тоже было сложно при голосовании исходить из партийного принципа», — заключает Шишкина.

Однако партийные бренды все же сыграют в голосовании существенную роль. Все-таки у КПРФ и ЛДПР по-прежнему есть узнаваемые лидеры, а «Справедливая Россия» еще воспринимается некоторыми людьми как приемлемый выбор в том случае, если они не хотят поддерживать «жуликов и воров».

«Выдвигаясь от партии в мажоритарном округе, любая личность будет иметь некий гандикап из-за бренда. Поэтому бессмысленно выдвигаться, например, от партии «Гражданская сила», которую никто знает. Даже у очень хорошего человека нет шанса избраться от партии, которая не забрендирована. Пусть даже речь идет о тех 14, чьим кандидатам не нужно собирать подписи для выдвижения. Будет 3-4 таких человека, но в основном неизвестные партии будут лишены возможности представить значимых кандидатов. Все персоналии стремятся идти от той партии, с которой, как им кажется, они добьются победы. Поэтому конкуренция за людей будет идти по остаточному принципу: кто не пройдет в «Единую Россию», окажется в одной из трех других крупных партий», — комментирует политолог Дмитрий Солонников.

Сейчас происходят последние приготовления. Часть кандидатов все еще ведет переговоры с партиями. Но эти перипетии обычных граждан не волнуют. Как подтверждают социологические опросы, в стране до сих пор огромное количество «брошенного электората». То есть людей, которые не знают, кто в принципе может представлять их интересы. Мало того, многие россияне вообще не знают кандидатов и не понимают, что подразумевает под собой смешанная система выборов.

Поэтому специалисты признают, что технологии с баннерами и газетами уже устарели. Необходима более персонифицированная работа с избирателями. Кроме того, кандидатам лучше концентрироваться на проблемах микромира. Опросы социологов показывают, что нехватка мест в детских садах и ремонт в подъезде волнуют людей гораздо сильнее, чем войны в далеких странах.

У кандидатов есть почти четыре месяца, чтобы перетянуть на свою сторону хотя быть часть «брошенного электората». Политологи, впрочем, ожидают, что явка на выборах будет высокой.

«По сравнению с 2011 годом есть официальная установка на легитимизацию результатов выборов. Если раньше в «Единой России» говорили, что у нее должно быть не менее 50% голосов при высокой явке, то теперь важны и высокая явка, и легитимный результат, который невозможен, если пришли 20-30% избирателей. Поэтому уже допускается, что у партии власти не обязательно должен быть 50%-результат», — поясняет политолог Анна Хмелева.

Однако не стоит забывать про простую социологическую закономерность: чем выше явка, тем меньший процент получает победитель. Поэтому сенсационный выигрыш «Единой России» при высокой посещаемости участков возможен только в одном случае. Он называется «фальсификация».

Софья Мохова