Posted 25 мая 2016,, 16:40

Published 25 мая 2016,, 16:40

Modified 31 марта, 03:13

Updated 31 марта, 03:13

От низкой зарплаты — к инвалидности

25 мая 2016, 16:40
У детей стали выявлять рассеянный склероз. Заболевание вызвано влиянием среды и стрессов у родителей на ребенка, говорит врач Александр Скоромец.
25 мая — Международный день рассеянного склероза (прогрессирующего заболевания центральной нервной системы, при котором у человека отказывают конечности и возникает слепота). По официальным данным, в 2013 году в мире было зарегистрировано 2,3 млн пациентов с таким диагнозом. Болезнь проявляется у людей в 18-40 лет, однако в последние годы ее регистрируют и у детей.
В чем особенность «детского» рассеянного склероза и почему этой болезни наиболее подвержены жители Петербурга, в рамках проекта «Все включены!» «Росбалту» рассказал главный невролог города Александр Скоромец.
— Можно ли говорить о том, что эта болезнь молодеет?

— Прежде считалось, что первые признаки рассеянного склероза появляются в пубертатном возрасте, то есть в период с 12 до 18 лет. Но в последние годы мы видим, что признаки настоящего рассеянного склероза возникают и в более молодом возрасте. Так, в петербургском Центре по лечению рассеянного склероза при больнице № 31 зарегистрированы более 3 тыс. пациентов с рассеянным склерозом. Из них на учете примерно 30 детей. Самому младшему — 7 лет.

— Как проявляется заболевание?

— В основе болезни — дефект иммунной системы. Ее задача состоит в том, чтобы вирусы, микробы, токсины не пропускались в мозг. Если иммунная система не справляется с такой задачей, то вирусы начинают оказывать свое зловредное воздействие на нервные структуры, мелкие сосуды воспаляются, нарушается питание отдельных зон — участков головного и спинного мозга. А дальше все уже зависит от того, какую именно функцию выполняет та структура мозга, в которой начали развиваться воспалительные явления. Часто первый признак заболевания — нарушение зрения. Человек лег спать, все было нормально, а проснулся — у него один глаз не видит. Пройдет две-три недели, и зрение само восстановится, без лечения. Но болезнь никуда не уйдет.

Через несколько месяцев возникает новое, уже более серьезное обострение. Поражаются более обширные зоны мозга. С каждым обострением появляется больше остаточных явлений. Через 5-6 обострений человек становится инвалидом — у него нарушаются двигательные функции, координация, чувствительность.

— В чем причина развития этого заболевания у детей?

— Это все влияние окружающей среды. Плохая экология, эмоциональные перегрузки. У мамы и у папы постоянные стрессы — они развиваются из-за социально-экономической ситуации. В семьях маленькие зарплаты, а родителям приходится постоянно думать о том, как бы накормить ребенка, во что бы его одеть. Их тревожность сказывается на маленьком человечке. Его иммунная система истощается.

Курение, употребление алкоголя также дезорганизуют работу иммунной системы матери и ребенка. Все это ведет к развитию детского рассеянного склероза.

— При этом рассеянным склерозом женщины заболевают чаще, чем мужчины…

— У женщин просто более «реактивная» иммунная система. Процесс развития инвалидности у них протекает быстрее. Чаще возникают обострения, поражаются более обширные зоны мозга.

— Зависит ли риск развития заболевания рассеянным склерозом от места проживания человека?

— Чем ближе к экватору, тем реже фиксируются случаи заболевания рассеянным склерозом. По мере приближения к северным широтам частота заболевания увеличивается. Санкт-Петербург располагается в зоне наиболее частого возникновения рассеянного склероза. Проводились эпидемиологические исследования. Они показали, что в Перми, Екатеринбурге, Красноярске рассеянным склерозом болеют чаще, чем в Ташкенте. Но миграция населения, конечно, вносит свою лепту. Количество случаев заболевания рассеянным склерозом в Средней Азии, на Дальнем востоке заметно возросло. Особенно показателен Казахстан. Прежде у казахов такого заболевания не выявляли. Но началось освоение целинных земель, которое сопровождалось переездом в республику самого разнообразного народа, и начал развиваться склероз.

Но дело не только в климате, в солнечной инсоляции. Есть и генетическая предрасположенность к болезни. Речь идет о наследственных факторах — у кого-то слабая иммунная система, а у кого-то более сильная.

— Если брать цифры, то сколько сейчас больных рассеянных склерозом в Петербурге и какова доля детей?

— Необходимо понимать, что Петербург — это не популяция какого-то одного племени, это не замкнутое общество, это коктейль из приезжих из самых разных регионов. Кто-то прибыл сюда 300 лет назад, кто-то в городе всего год. Генетика не изменяется так быстро.

На данный момент средний уровень заболеваемости рассеянным склерозом среди взрослого населения в Петербурге — 54 больных на 100 тыс. человек, а среди детей — 3 человечка на 100 тыс. детского населения. В Европе по детям показатель — 1-2 больных ребенка на 100 тыс.

— Симптомы заболевания рассеянным склерозом — нарушение зрения, головокружение, проблемы с координацией, онемение частей тела — похожи на симптомы других болезней. Можно ли распознать рассеянный склероз именно на ранней стадии?

— Сейчас дела с этим обстоят лучше. Сегодня можно сделать магнитно-резонансную, компьютерную или позитронно-эмиссионную томографию. То есть можно увидеть изменения мозга, характерные для рассеянного склероза до первых клинических проявлений. В мозгу много так называемых немых зон. Речь идет о клетках, которые помогают какой-либо функции, но сами ее не выполняют. Эти немые зоны с повреждениями можно обнаружить на магнитно-резонансной томограмме. Ииммунологическое исследование крови и спинно-мозговой жидкости (ликвора) также помогает выявить ранние проявления расстройства функции иммунной системы.

Если у ребенка или юноши в поликлинике выявили подозрение на рассеянный склероз, то такого пациента врачи направляют в центр при 31-й больнице. Там есть возможность сделать иммунологические тесты и МРТ. Даже при сомнительном диагнозе человек находится под диспансерным наблюдением центра. В плановом порядке его осматривают раз в три месяца. А пройти лечение он может в Военно-медицинской академии, в Первом Меде, в Институте мозга человека, в медсанчасти № 122. В этом плане ограничений нет.

— Лечение дорого стоит?

— Лечебные препараты оплачивает государство по программе «Семь нозологий». Стоимость лечения одного пациента с рассеянным склерозом в месяц составляет $12 тыс. Ни один человек позволить себе такую сумму, естественно, не может. Мы составляем список нуждающихся в препаратах и направляем его в Министерство здравоохранения. Минздрав закупает лекарства и передает их в Центр. Никакая другая структура, кроме Центра рассеянного склероза, получать лекарства не может. И это правильно, иначе возник бы бедлам.

— При этом рассеянный склероз неизлечим?

— Сегодня еще не существует лекарства, которое бы вылечило от рассеянного склероза. Есть только препараты, которые сдерживают прогресс болезни и развитие обострений, изменяют течение рассеянного склероза. Их надо принимать постоянно. Рассеянный склероз изучают уже 200 лет, лаборатории всего мира пытаются создать лекарство, но безрезультатно. Похоже, изобрести такой препарат не удастся еще много лет.

Известен только патогенез — механизм возникновения болезни. И в России проводятся десятки исследований новых лекарств. В этих клинических исследованиях по единой программе (по правилам GCP - Good Clinical Practice) участвуют многие центры в разных странах планеты.

— Подходы к терапии рассеянного склероза для детей и взрослых отличаются?

— Особенность заключается в том, что исследования лекарственных препаратов именно для детей у нас не проводятся. Можно сказать даже, что они запрещены. Но если у пациента подтвердили рассеянный склероз, то лечить его надо. Врачи назначают детям те лекарственные препараты, которые апробированы на юношах и взрослых. Естественно, что решение о назначении принимает консилиум.

«Росбалт» представляет проект «Все включены!», призванный показать, что инвалидность — это проблема, которая касается каждого из нас. И нравственное состояние общества определяется тем, как оно относится к людям с особенностями в развитии.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.