Posted 20 июля 2016,, 11:30

Published 20 июля 2016,, 11:30

Modified 31 марта, 02:34

Updated 31 марта, 02:34

Деньги туристов ушли на дно

20 июля 2016, 11:30
Многие россияне, два года назад пострадавшие из-за закрытия турфирм, так и не получили свои деньги. Эксперты тем временем отмечают: кризис в отрасли еще не закончился.

2014 год стал поворотным для российского туристского рынка. Все началось 16 июля, когда на официальном сайте турфирмы «Нева» появилось сообщение следующего содержания: «В связи с невозможностью исполнять свои обязательства перед туристами и заказчиками по договорам реализации туристского продукта ЗАО „ФИРМА НЕВА“ вынуждено объявить о приостановке своей деятельности».

За границей на тот момент находились около 6 тыс. клиентов данной компании, которые еще до публикации объявления поняли: с «Невой» что-то не так. К примеру, несколько десятков туристов из Петербурга, приехавших на отдых в Грецию, оказались без жилья. Спустя пару недель стало понятно — «поплыла» не только «Нева». Сообщения о приостановке деятельности следовали одно за другим: «Роза ветров Мир», «Экспо-тур», «Лабиринт», «ИнтАэр», «Атлас», «Лайм Трэвел», «Солвекс-Турне», «Верса», «Море Солнца».

В общей сложности, по данным Ростуризма, 2014-й стал последним годом для 26 крупных туроператоров. От этого пострадали более 140 тыс. человек, на помощь которым в срочном порядке приходили ассоциация «Турпомощь» и МЧС.

Кризис не жалел никого, но причины краха назывались разные: от системных проблем в российской экономике до ситуации на Украине, из-за которой возникли сложности с черноморским круизом. В Следственном комитете объяснения от руководителей турфирм воспринимали по-своему. Начальник пресс-службы СК Владимир Маркин отмечал, что главы сразу нескольких компаний превратили свой бизнес в финансовую пирамиду. В числе прочих были названы «Лабиринт», «Роза ветров Мир», «Идеал-тур», «Нева» и «Экспо-тур».

Пострадавшим клиентам предложили написать заявления о компенсации в компании, страховавшие имущество туристических фирм. Но и здесь людей ожидал неприятный сюрприз — денег на всех попросту не хватало, требования превышали финансовые гарантии туроператоров. И банкротиться начали уже сами страховщики: СК «Авеста» и СК «Восхождение».

Шли месяцы, люди, чей отдых был испорчен, положенных компенсаций так и не получили. Так, по словам клиентки туроператора «Верса» Олеси Ивашовой, страховая компания выплатила лишь 10 тыс. рублей.

«Пришло письмо по решению суда в 2015-м, что мы попали в какую-то очередь по выплатам, но так ни копейки и нет», — рассказала она корреспонденту «Росбалта».

Похожая история у петербуржца Геннадия, который покупал путевку в «Солвекс-Турне».

«Страховая компания „Авеста“ отказалась выплачивать за „Солвекс“, и я подал иск в суд, который выиграл. Но „Авеста“ уже банкрот, и к арбитражному управляющему я не обращался, затрудняюсь его найти, к сожалению. По-моему, он где-то в Ростовской области находится. В офисах страховой никого нет», — сообщил Геннадий.

Другая клиентка «Солвекс-Турне» Наталья Есакова часть денег получила. Правда, сумма составила всего 4,5 тыс. рублей из 47, потраченных на турне.

«Поданы были заявления во все три страховые компании („ВСК“, „Авеста“, „Восхождение“). Выплатила „ВСК“. Остальные ликвидировались. Теперь я признана потерпевшей по уголовному делу. Собираюсь подавать в суд на „ВСК“ о взыскании оставшейся суммы плюс моральный вред», — отметила в беседе с агентством Есакова.

Часть клиентов сразу поняли, что пытаться вернуть свои деньги бессмысленно. Петербуржцы Николай и Юлия в 2014-м году купили путевки в Прагу — там они должны были отмечать медовый месяц. Спустя несколько дней номер, где проживала пара, оказался закрыт. Выяснилось, что вышеназванная «Верса» попросту не оплатила бронь. Бороться за деньги не стали, нервы дороже.

По словам директора ассоциации «Турпомощь» Александра Осауленко, вероятность получить назад свои деньги у пострадавших туристов действительно невелика.

«Все это — следствие того, что туроператор страховался не на те объемы, которые были в действительности. И страховые компании выплачивали определенную сумму. Где-то ее хватало в разных пропорциях на туристов, где-то было процентов 80, где-то — 20. В этой ситуации нужно идти в суд, хотя прямо признаем: с фирмы вряд ли что-то можно взять. Но попытка не пытка», — резюмировал он.

Впрочем, и сегодняшнюю ситуацию в этой отрасли вряд ли можно назвать идеальной, сообщила «Росбалту» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

«Экономический кризис, состояние непростое, рынок сокращается. Количество игроков за два года уменьшилось в три раза, и это связано с тяжелой экономической ситуацией. Стоит признать — число компаний не будет увеличиваться, пока не закончился кризис. Идет процесс твердого отбора, но он пока не закончился. К тому же снизилась рентабельность, и компании проводят различные меры: пересмотр направлений, оптимизация персонала, более сбалансированный объем перевозки и меньше рисковых программ», — считает Ломидзе.

Тем временем на днях Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти продлил срок конкурсного производства в отношении «Невы» на 6 месяцев — до 13 января 2017 года. Реестр бывшей турфирмы еженедельно пополняется новыми требованиями по выплате средств пострадавшим клиентам. Похоже, что потраченные деньги вернут единицы.

Илья Давлятчин