Posted 27 июля 2016,, 09:20

Published 27 июля 2016,, 09:20

Modified 31 марта, 02:29

Updated 31 марта, 02:29

С насильником будьте вежливы

27 июля 2016, 09:20
Представитель общественной палаты РФ посоветовал жертвам насильников не превышать пределы самообороны. Эксперты считают такие рекомендации нелепыми и антигуманными.

Тема сексуального насилия вновь обсуждается. Поводом для дискуссий стали слова председателя комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, председателя президиума общероссийской общественной организации «Офицеры России» Антона Цветкова. В интервью агентству «Москва» он дал советы женщинам, как им стоит себя вести во время насилия.

Цветков порекомендовал жертвам не превышать пределы самообороны. По его словам, сопротивление женщины может привести к еще большей агрессии со стороны мужчины. Член Общественной палаты привел довольно яркий пример: «Если, например, женщину мужчина насилует, а она вставила ему отвертку в бок, то ее привлекут к уголовной ответственности, потому что ее жизни не угрожала опасность — такие случаи есть. Это вопросы законодательства».

Цветков считает, что для борьбы с насилием необходимо больше внимания уделять воспитанию детей и в каждом регионе создавать кризисные центры для женщин.

По мнению ректора института психологии и сексологии Льва Щеглова, рекомендации женщинам воздерживаться от превышения пределов самообороны нелепы и антигуманны, отвлекают от сути проблемы сексуального насилия, которое ломает психику и судьбы людей. По словам эксперта, вместо того, чтобы давать такие советы, лучше привести в «божеский вид» отечественное законодательство. Сегодня женщина, которая борется с насильником, действительно может быть привлечена к уголовной ответственности.

«Получается так, ребята: у нас идиотское законодательство, а будете сопротивляться, бороться за свою жизнь, честь, за понятие о себе как о личности — можете сесть в тюрьму. Поэтому постарайтесь отдаться насильнику помягче. Это все чушь. Она отвратительна по сути, т. к. переставляет акцент, она не очень правильна и по частному поводу. Ведь для насильника мольба и покорность не значат ничего, а могут даже являться дополнительным сексуальным стимулом. Ни одного насильника покорность и слезы не остановили. А вот борьба, яростная попытка сопротивления далеко не всегда, но позволяли избежать насилия», — рассказал Щеглов.

Режиссер, акционистка и феминистка Леда Гарина считает, что в советах Цветкова скрывается типичное обвинение жертвы и оправдание насильственного поведения со стороны мужчины. По ее словам, к сожалению, законодательство в РФ таково, что женщины, оказавшие сопротивление насильникам, действительно получают сроки. При этом Гарина недоумевает, почему Цветков дает такие рекомендации, вместо того чтобы посоветовать мужчинам не совершать изнасилований.

Российское общество — это общество насилия, отмечает Гарина. В стране совершается колоссальное количество преступлений такого рода. Насилию подвергается каждая третья жительница страны (и это без учета партнерского насилия). По мнению феминистки, эти преступления должны предаваться огласке, а самих насильников необходимо сажать. Законодательство должно быть изменено в пользу женщин, которых нельзя отправлять в тюрьму за самооборону. «То что сказал Цветков — это просто неприлично. Это очень выгодно мужчинам. Давайте мы, женщины, еще сопротивляться не будем! Давайте мы еще сажать никого не будем?!» — недоумевает Гарина.

По словам феминистки, в России необходимо открывать воспитательные центры, в которых бы мальчикам рассказывали о том, как должны вести себя мужчины, что насилие — это ненормально. «Культура насилия» прививается с детства. Если мальчик дернул девочку за косичку или ударил ее портфелем по голове, то ей говорят: «Не кричи, не ябедничай, сама виновата». Так девочки приходят к пониманию того, что никто их не поддержит. Гарина напомнила, что в Дании и Швеции в средней школе действует программа гендерного воспитания. На уроках равенства в том числе учат и мальчиков общаться с девочками. Программа позволяет школьникам и школьницам в равной степени овладеть гендерными ролями.

Начальник учебно-методического отдела городского информационно-методического центра «Семья» Марина Середа отмечает, что необходимо разделять насилие в семье и нападения на улицах. При уличном насилии у женщины происходит спонтанная реакция. Жертва может находиться в состоянии аффекта и не контролировать свои действия. Советовать ей не превышать пределы самообороны в данном случае бессмысленно.

«Надеюсь, что автор не призывал женщин не защищать себя и не сопротивляться. Бывают случаи, когда обидчик переходит все возможные пределы, у женщины возникает спонтанная реакция. Она, может, и не планирует ему отвечать отверткой. Но она находится в состоянии аффекта. Так это квалифицируется», — рассказала Середа.

Если случай с отверткой, который описал Цветков, произошел в семье, то можно говорить о том, что насилие в ней длилось годами. Следовательно, возникает вопрос, а почему в итоге до этого дошло.

«Обращалась ли женщина в полицию? Как она реагировала? Если в семье есть дети, то какова была реакция социальной службы? Здесь речь должна идти не о том, чтобы советовать женщинам вовремя остановиться. Надо принимать превентивные меры для того, чтобы насилие над женщиной не доходило до таких крайних форм. Получается что такой ответ обидчику (с помощью отвертки) — единственная возможность защитить себя и своих детей. Надо своевременно обращаться за помощью, не ждать, не терпеть, не допускать подобных действий по отношению к себе. Это уже край, когда женщину пытаются убить, а в ответ она убивает обидчика», — рассказала Середа.

Эксперт согласна, что в России не хватает кризисных центров для женщин, переживших насилие. Однако в стране также огромный дефицит организаций, которые бы работали с мужчинами, пострадавшими от насилия, и с самими насильниками.