Posted 28 июля 2016,, 21:30

Published 28 июля 2016,, 21:30

Modified 31 марта, 02:28

Updated 31 марта, 02:28

Колония для бывшего чиновника

28 июля 2016, 21:30
Впервые в Петербурге экс-чиновник уровня зампреда комитета Смольного отправляется в колонию.

Начало оглашения приговора фигурантам громкого дела несколько раз откладывалось. «Видимо, еще дописывают», — шептались в коридоре. Наконец, присутствующих запустили в зал, вошел судья Роман Калитко. Толстая пачка бумаг не оставляла шансов предположениям — ближайшие несколько часов всем придется провести стоя. В итоге оглашение приговора заняло почти два с половиной часа. Температура в зале, кажется, приближалась к 30-градусной отметке. Присутствующие то и дело обмахивались всем возможным и вытирали пот со лба.

Уголовные дела были возбуждены в марте 2015 года. Как сообщалось, их автором стал следователь Илья Матолыгин (кстати, в его ведении находится и дело против петербургского депутата Вячеслава Нотяга). Статьи — получение взятки и посредничество при получении взятки. Трое фигурантов: безработный Владимир Антонов, бизнесмен Алексей Сыромятников и на тот момент заместитель председателя КГИОП Игорь Гришин.

Следственный комитет во второй раз в новейшей истории России покусился на чиновника ранга зампреда комитета Смольного. Первым стал заместитель главы комитета по транспорту Игорь Маилов — фигурант громкого «дела о валидаторах», позднее осужденный за злоупотребление полномочиями. Гришин стал вторым, его разработку вели несколько месяцев.

По версии следствия, чиновник, начиная с новогодних праздников, требовал взятку у генерального директора ООО «Меандр» Алексея Шафиева. Эта фирма строила вторую очередь Российской национальной библиотеки. Сумма в размере 46 млн рублей требовалась за подпись в документах о выполненных работах по ранее заключенным контрактам. По данным ГСУ, Антонов и Сыромятников стали посредниками при передаче взятки.

Так, 12 февраля 2015 года Антонов получил часть взятки в сумме $20 тыс. 18 марта оставшуюся часть — 3 млн рублей - по версии СК, получил Сыромятников. Вот только фигуранты дела не знали, что Шафиев на тот момент уже сотрудничал с ФСБ и все «денежные операции» фиксировались на аудиоаппаратуру. Во время передачи денег Сыромятникова задержали силовики. Деньги изъяли. Правда, произошел небольшой эксцесс — следователь неточно записал номера нескольких купюр. Но досадная оплошность никак не отразилась на судьбе фигурантов.

Позднее в СИЗО оказались Гришин и Антонов. В кабинете и по месту жительства чиновника прошли обыски, но в самом комитете следственные мероприятия не комментировали.

К вечеру 20 марта все трое подозреваемых по решению суда были отправлены в «Кресты», свою вину все они категорически отрицали. Гришин пришел на заседание подготовленным к худшему — в руках у него была сумка с вещами. Впрочем, на посту зампреда КГИОП он находился еще несколько месяцев, но в итоге контракт с ним не был продлен.

Дело же расследовалось почти год. На допросы вызывались сотрудники комитета по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры, в том числе его председатель Сергей Макаров. Его показания позднее легли в основу приговора. В суде Макаров сообщил, что Гришин занял место зампреда КГИОП после того, как этот пост покинул Вадим Петрухин. Последний, по словам чиновника, потерял кредит доверия в связи с злоупотреблением алкоголем. Увольнению способствовали и низкие показатели по исполнению бюджета — одни из самых маленьких среди все комитетов Смольного (71%).

Да, говорил Макаров, у Гришина имелся определенный авторитет, но он не имел никакой возможности повлиять на деятельность комиссии по выбору заказчика и осуществление государственного надзора за работами. Приемка работ подрядчика тоже не входила в его сферу деятельности. В этом уверяли и другие сотрудники ведомства — по их словам, Гришин не имел никакого отношения к включению подрядчиков в реестр недобросовестных поставщиков.

Допрошенный в суде Шафиев рассказал, что Гришин предложил ему платить 13% от суммы, полученной на выполнение работ. В дальнейшем цифру удалось сбить до 10%.

В ходе прений гособвинение просило признать фигурантов виновными во взятке и посредничестве при оной, для Гришина запросили наказание в виде 9 лет колонии строгого режима. Судья Роман Калитко с прокуратурой не согласился — это следовало с первых минут оглашения приговора. По его мнению, тот факт, что Гришин не мог повлиять на выбор подрядчика, свидетельствует о том, что имело место покушение на мошенничество, а не взятка. Вину в покушении на мошенничество экс-чиновник, к слову, признал. Это же следовало и в отношении других фигурантов. На свободу, правда, Калитко отпускать обвиняемых не собирался.

«Учитывая общественную опасность данного преступления, суд находит возможным назначить наказание только связанное с лишением свободы. При этом Гришину должно быть назначено наказание выше, чем Сыромятникову и Антонову», — подчеркнул Калитко.

Приговором суда Гришину назначено наказание в виде 5 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима со штрафом в размере 1 млн рублей. Экс-зампред комитета также на три года лишен права занимать государственные должности. Владимир Антонов и Алексей Сыромятников приговорены к 5 годам 1 месяцу и 5 годам колонии в колонии общего режима и к штрафам в размере 900 и 800 тыс. рублей соответственно.

На имущество Гришина в размере 1 млн 250 тыс. рублей наложен арест. «На сегодняшний день задачи обжаловать приговор нет», — сообщил «Росбалту» его адвокат Виталий Ивашков.

Илья Давлятчин