Posted 10 августа 2016,, 20:20

Published 10 августа 2016,, 20:20

Modified 31 января, 11:26

Updated 31 января, 11:26

Парк 300-летия рвут на куски

10 августа 2016, 20:20
В Петербурге уничтожают парк, заложенный первым мэром города Анатолием Собчаком. За 12 лет территория зеленых насаждений сократилась почти в два раза.

Горожане требуют остановить уничтожение парка имени 300-летия Петербурга. За 12 лет существования его территория сократилась с 96 до 54 га. Год за годом участки отдаются под коммерческую застройку. В прибрежной зоне, которая должна была стать местом семейного отдыха, уже появился совмещенный с аквапарком торгово-развлекательный центр «Питерлэнд», строятся Академия боевых искусств Вадима Финкельштейна и Центр водного туризма, больше напоминающий гостиничный комплекс.

По данным СМИ, центр возводит компания «Конкорд менеджмент и консалтинг» Евгения Пригожина. В мае число застройщиков северного берега Финского залива увеличилось. Правительство Петербурга выпустило постановление о передаче 2,9 га западнее пересечения Приморского проспекта и Яхтенной улицы компании «Плаза Лотос Групп» братьев Михаила и Бориса Зингаревичей. Считается, что участок у парка 300-летия — это своеобразная компенсация бизнесменам за отказ от планов по реконструкции под апарт-отель исторического Конюшенного ведомства.

Оказало свое влияние на парк и соседство со стройкой «Лахта центра». Так, в декабре 2015 года Законодательное собрание приняло поправки в закон «О зеленых насаждениях общего пользования» (ЗНОП). Однако на документ наложил вето губернатор. Георгий Полтавченко попросил не включать в границы парка участок, который планируется передать «Газпрому». Представитель градоначальника в городском парламенте Михаил Бродский сообщил, что речь идет о 3,9 га. Это самый западный участок парка, который как раз примыкает к стройке небоскреба — штаб-квартиры «Газпрома». Здесь компания планирует возвести здание медицинской «высокотехнологичной клиники» «Согаз». А ближе к заливу должен разместиться корабль-музей «Полтава». В нем будет представлена экспозиция об истории российского флота. По планам, комплекс должен стать аналогом стокгольмского музея Vasa.

Очередное планируемое сокращение границ парка вызвало недоумение и у жителей Приморского района, и у экологов, и у специалистов, занимающихся развитием городских пространств.

Соавтор проектирования и строительства парка 300-летия Владимир Верховых отмечает, что парк расположен на намывных территориях. Еще в 70-е годы на месте, где сегодня отдыхают петербуржцы, плавали утки и нерестились щуки. Идея появления нового парка на берегу Финского залива была одобрена лично мэром Петербурга Анатолием Собчаком. Он хотел создать «зеленое ожерелье», соединив водоохранные зоны севера Финского залива (Зеленогорск и Сестрорецк) через парк 300-летия с Елагиным островом и Приморским парком победы. Первоначальная концепция, одобренная Собчаком и вице-губернатором Валерием Малышевым, подразумевала, что парк должен стать «мини-Петербургом». Здесь тоже должны были появиться каналы, по которым можно было бы кататься на лодочках, мосты и острова с тематическими площадками. Однако это вариант был признан трудновыполнимым. Парк заложили в 1995 году. Вместе с жителями Приморского района липы на месте будущей зоны отдыха высаживали не только Анатолий Собчак, но и его помощник Владимир Путин. Тогда же был установлен и закладной камень, который потом долго перемещался из одного угла парка в другой.

Официальное открытие парка состоялось в 2003 году — оно было приурочено к юбилейной дате. Сегодня парк имеет статус казенного учреждения и находится в ведении комитета по благоустройству.

«Парк окружает кованая ограда. Она и обозначает его настоящие исторические границы. В тех местах, где ограда разломана, стоят синие заборы — там ведется строительство элитной недвижимости под различными предлогами. Странная получается ситуация. Парк, заложенный Анатолием Собчаком и его помощником Владимиром Путиным, сегодня застраивается „поваром Путина“, — говорит Верховых. — Парк „расчленяют“ кусок за куском. А, между прочим, это одно из главных достижений Собчака».

Депутат Законодательного собрания Ирина Иванова согласна с тем, что сегодня существует угроза превращения некогда масштабного парка в небольшой скверик. От 90 га, которые он некогда занимал, осталось лишь 50. Возможно дальнейшее сокращение до 40 га. При этом пока, кроме заявления Михаила Бродского о том, что на западном участке может появиться больница «Согаза», никаких официальных подтверждений передачи территории «Газпрому» нет. По информации комитета по инвестициям, заявка от «Газпрома» на данный участок не поступала.

Координатор инициативной группы «Сохраним парк 300-летия», представитель движения «Красивый Петербург» Роман Шайхайдаров говорит, что существует официальное заявление представителя структур «Газпрома» о том, что компания отказывается от планов построить на участке больницу. Однако на «газпромовском участке» может появится дендрарий — круглогодичная экогалерея. Об этом стало известно из ответа члена правления «Газпрома» Елены Михайловой на депутатский запрос Марины Шишкиной. «Наличие круглогодичного зимнего сада в непосредственной близости к „Лахта центру“ будет способствовать расширению туристических маршрутов», — сообщается в ответе.

Но с жителями и этот проект никто не обсуждал. «Мы находимся в вакууме. Достоверная информация о том, что все-таки появится на участке, отсутствует. Мы не знаем, что скрывается за словами чиновников. Как можем, ухаживаем за участком. Весной в рамках дня благоустройства посадили 20 рябин, месяц назад установили несколько скамеек. То есть жители сами благоустраивают территорию по ее прямому назначению», — рассказал Шайхайдаров.

«Наша позиция — вернуть парк в исторические границы. Понятно, что мы уже что-то потеряли, часть земли ушла в частные руки. Аквапарк не снести, хотя можно об этом кричать сколько угодно. И, тем не менее, и западный, и восточный участки можно сохранить. Эта зона должна быть рекреационной. Она должна остаться в границах парка», — считает Шайхайдаров.

Кроме этого, существует и еще одна проблема. Местные жители не рады тематике праздников, которые отмечаются в парке 300-летия. Парк, который задумывался как место для семейного отдыха, сегодня, по сути, превратился в площадку для масштабных опен-эйров. Так, двухдневный фестиваль «ВКонтатке», который проходил на его территории в июле, посетили порядка 1 млн человек. Жители соседних домов были недовольны мероприятием.

«Музыкальные колонки с двух площадок были направлены прямо на 151-й дом. Не помогали даже тройные стеклопакеты. В квартире невозможно было поговорить по телефону. Просто ничего не было слышно. Это было насилием над гражданами. Никто не знает, какая сейчас нагрузка приходится на парк. Его площадь сократилась, а количество людей, посещающих фестивали, увеличилось. В парке можно проводить мероприятия, но что-то типа народных гуляний на масленицу, а не мощные колонки людям в окна направлять. На фестивалях вытаптываются газоны, а их потом восстанавливают клевером, который не является элитной газонной травой», — пояснил ситуацию Верховых.

Ирина Иванова также отмечает, что крупные массовые мероприятия в парке проходят буквально каждые выходные, начиная с конца апреля и вплоть до октября. При этом у местных жителей никто не спрашивает, а хотят ли они слушать громкую концертную музыку или несмолкающий рокот мотоциклов. Открытие и закрытие мотосезонов тоже проходит в парке 300-летия.

«Любой парк требует благоустройства, постоянной очистки, посадки деревьев. На эти работы у нас, кстати, выделяются огромные деньги. В парке в Финском заливе купаются люди, хотя говорят, что пляжа как такового там нет. Следовательно, там нет и спасательной станции. Это действительно красивейшее место и оно должно остаться парком. Количество зеленых зон в Приморском районе катастрофически сокращается. По этому показателю его уже скоро можно будет сравнить с центральными районами», — рассказала Иванова.

Петиция против уничтожения парка 300-летия Петербурга на сайте change.org собрала почти 90 тыс. подписей. Защитники парка отмечают, что готовы самостоятельно ухаживать за «спорными» участками до тех пор, пока их статус официально не определится. Они надеются, что эти территории все же останутся частью парка, а не будут застроены коммерческой недвижимостью.