Докеры на зарплату не жалуются

Повышение уровня заработной платы может быть одним из способов погасить протестную активность и снизить социальную напряженность, считают эксперты.


© СС0 Public Domain

В критически важной для петербургской экономики портовой отрасли зарплаты остаются стабильно высокими. По данным Петростата, среднемесячная зарплата в январе — июне 2016 года составила в Северной столице 46 тыс. 836 рубля (на 9,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). В городе, который является крупнейшим транзитным узлом России, зарплаты в транспортной отрасли традиционно являются одними из самых высоких.

Так, например, средняя заработная плата работников АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб) (один из крупнейших стивидоров Большого порта) выросла по сравнению с началом этого года на 4,6% и составила 58,7 тыс. рублей, что в 1,3 раза выше, чем в среднем по городу.

Стоит отметить, что рост заработной платы в портовой отрасли Петербурга происходит на фоне падения показателей грузооборота. Так, Большой порт Санкт-Петербург за первое полугодие 2016 года снизил объемы перевалки грузов на 8% до 24,2 млн тонн. Ситуация с грузами в петербургском порту, за которым закрепился статус главных внешнеторговых ворот страны, напрямую зависит от ситуации в мировой торговле.

Кроме того, эксперты уже давно отмечают тенденцию к частичной переориентации внешнеторговых грузов, предназначенных для терминалов Северо-Запада, на южные порты России. Это связано с изменением географии следования грузов из-за санкций и разворотом экономического вектора страны на Восток.

Впрочем, у зарубежных конкурентов Петербурга — прибалтийских портов — ситуация обстоит не лучше. Так, в сравнении с аналогичным показателем прошлого года, грузооборот Рижского порта за январь—июнь снизился на 11,5%, Вентспилcского — на 25%. Порт Таллина за отчетный период сократил объемы перевалки на 11%.

В других российских регионах экономическая ситуация вынуждает руководство портов сокращать рабочих. В августе руководство Владивостокского морского торгового порта (ВМТП), ссылаясь на экономические трудности, решило уволить 59 докеров-механизаторов. Рабочие при поддержке Российского профсоюза докеров (РПД) устроили акцию протеста, однако пока решить проблему не удалось — в порту предлагают либо урезать зарплаты на 20%, либо перевести докеров-механизаторов на новые должности, но с потерей в зарплате — с 70 тыс. до 40 тыс. рублей.

Однако ситуация с грузами не влияет на работников петербургского порта. Так, например, МП СПб за первое полугодие снизил грузооборот на 11% до 3,8 млн тонн грузов. При этом зарплата бастовавших в конце 2015 года докеров выросла на 10% по сравнению с началом этого года и составила 75,8 тыс. рублей. Для сравнения: рабочие автозавода Ford Sollers во Всеволожске, которые также бастовали в прошлом году, получают в среднем 30 тыс. рублей. В целом, по данным аналитиков HeadHunter, средний уровень заработной платы, предлагаемой специалистам из профобласти «Рабочий персонал», в июне 2016 года, равнялся 35 тыс. рублей. В сравнении с началом года прирост — 16%. Что касается отдельных специальностей, то средняя зарплата грузчиков в июне составила 28 тыс. рублей, слесарей — 37,4 тыс. рублей, рабочих в автопроизводстве — 35 тыс. рублей.

Напомним, что в конце 2015 года недовольные условиями нового коллективного договора лидеры одного из профсоюзов морского порта — Российского профсоюза докеров — устроили «итальянскую забастовку». От имени докеров, которые традиционно являются одной из самых высокооплачиваемых категорий портовых работников, они заявили о том, что опасаются снижения доходов работников в связи с заключением нового коллективного договора, в который не включалось положение об оплате труда — основной козырь профсоюзов в переговорах с работодателем. По данным администрации порта, тогда почти за месяц забастовки каждый работник потерял от 30 до 50 тыс. рублей.

В результате коллективный договор все же был подписан в предложенном администрацией виде, при этом пересмотра ставок для рабочих в сторону уменьшения не произошло, как того опасался профсоюз. После конфликта из первичной организации РПД вышли примерно треть его членов, сократив численность организации с 300 до 190 человек. Сегодня в профсоюзной организации зарплату в целом называют нормальной и, как отметил председатель местной первичной организации Российского Профсоюза докеров Анзор Ломтадзе, выплачивают ее работникам порта стабильно.

«Зарплаты у нас меньше не стало. Другое дело, что ноябрьский конфликт с руководством у нас был не из-за зарплаты, а из-за коллективного договора», — отметил Ломтадзе.

«Несмотря на сегодняшний и все предыдущие кризисы, у нас в порту всегда была работа. В этом смысле у нас все нормально. Хотя, конечно, удовлетворенным заработной платой полностью никто быть не может. Кроме этого, в нынешних условиях кризиса говорить об индексации заработной платы не приходится. Когда государство не индексирует зарплату бюджетникам в соответствии со 134 статьей, то есть не выполняет свои обязательства, нам со своей зарплатой жаловаться не приходится. А задержек с зарплатой в порту никогда не было — ни сейчас, ни в 90-е годы», — заявил Ломтадзе.

Отметим также, что петербургские эксперты, комментируя профсоюзную активность в порту в конце прошлого года, говорили не только об экономической, но и о политической составляющей, связывая протесты докеров с грядущими выборами в Госдуму и ЗакС Петербурга.

Политолог Александр Конфисахор отмечает, что в ближайшее время все протестные акции в городе будут рассматривать сквозь призму сентябрьских выборов. По мнению эксперта, власти будут стараться не допустить публичных процессов. Повышение уровня заработной платы может быть одним из способов погасить протестную активность и снизить социальную напряженность. Однако политолог предупреждает, что такая мера не всегда работает «в одиночку» — здесь нужен целый комплекс действий.

Политолог Юрий Светов нынешний уровень профсоюзной активности оценивает как не очень значительный.

Эта активность главным образом заключается в том, что между правительством города, Союзом промышленников и предпринимателей Петербурга и Федерацией профсоюзов Петербурга и Ленинградской области подписывается трехстороннее соглашение о минимальной заработной плате. Можно сказать, что именно это соглашение федерация и считает своей главной победой. Кроме этого, продолжаются судебные тяжбы по поводу профсоюзной собственности, которую «растащили» в постсоветские годы. В частности, споры возникали вокруг Санкт-Петербургского речного яхт-клуба профсоюзов на Петровской косе.

Эксперт отмечает, что протестный потенциал в Петербурге не связан с темой зарплат. Он вызван вопросами градозащиты, уменьшения площадей зеленых насаждений и уплотнительной застройкой. Вторую протестную группу Петербурга составляют пострадавшие дольщики, которые не могут получить жилье.   

Сергей Петров