Все оттенки черной агитации

Кандидаты в депутаты завершают предвыборную агитацию в Петербурге. Без традиционных «черных» технологий не обошлось. Досталось всем партиям: и провластным, и оппозиционным.


© Фото Александра Пушкаша

За несколько дней до выборов полицейские поймали у метро женщину с поддельными агитационными газетами «Партии Роста». «Достало неспроста», — сообщалось на обложке. Газета была посвящена «разоблачению» депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой и ее сторонников. Они же стали героями поддельного агитационного журнала «Сказка о репке». На обложке — карикатурная Дмитриева со словами «Бабка за баки» тянет репу, ботва которой представляет из себя доллары. Рядом с овощем воткнута табличка «Госдума». Правда, в журнале речь шла и о других оппозиционерах. Например, портреты представителей ПАРНАС были напечатаны под заголовком «Команда разрушителей».

Активизируются распространители подобной «чернушной» продукции обычно за неделю-другую до выборов. Так, на днях вся территория у метро «Проспект Большевиков» была заклеена листовками с перечеркнутым крестом изображением единоросса Игоря Высоцкого и надписью «Хватит врать людям!» Орден на груди политика был обведен, то есть как бы выражалось сомнение в его военном прошлом.

Как поясняет политтехнолог Александр Ершов, «черная» предвыборная агитация бывает двух видов. В первом случае просто происходит «разоблачение» оппонента — не без откровенной лжи и придумывания фактов. Второй вид фальшивок делается якобы от имени кандидата. Здесь важно грамотно скопировать стиль противника. В некоторых особо талантливых случаях избиратели даже не замечают подлога.

Например, несколько дней назад некоторые жители 218 думского округа, расположенного на юге Петербурга, получили якобы предвыборные буклеты Виталия Милонова. Материалы были оформлены в фирменном стиле единоросса, однако содержание брошюры под названием «Моя исповедь» было весьма неожиданным. «Среди моих помощников много мошенников», «Я агент ЦРУ», «Я ни разу не выиграл выборы честно!», «На самом деле у меня очень много друзей геев», — это лишь малая толика того, что сообщалось с фальшивке.

Штаб Милонова заподозрил в распространении «чернухи» конкурента из «Партии Роста» Дмитрия Павлова. Вскоре полиция задержала машину, в которой одновременно перевозилась как фальшивая агитация Милонова, так и настоящая агитация Павлова. Правда, некоторые эксперты считают, что такой шаг мог быть спланированной провокацией. Все-таки полиция знала, где ловить нарушителей. Другие же говорят, что не стоит строить конспирологические теории на пустом месте, и все куда проще — кто-то поленился заказать две отдельных машины для «черной» и «белой» агитации.

Фальшивую агитацию от имени «яблочника» Бориса Вишневского распространяли в Центральном районе. Жителям предлагалось перевести на некий избирательный счет тысячу рублей за «оппозиционного кандидата». Несмотря на то, что листовки выглядели довольно кустарно, «доброжелатель» Вишневского даже напечатал на них выдуманные выходные данные и указал, что все якобы оплачено из предвыборного счета.

«В последние два дня перед выборами распространители подобной „чернухи“ могут активизироваться. Например, округ заклеят плакатами от имени кандидата со словами „Я снимаюсь с выборов“ в надежде на то, что жители поверят и не пойдут голосовать за своего любимца. Проблема в том, что и думские, и заксовские округа очень большие, поэтому у штаба, скорее всего, просто не будет физической возможности обойти всю территорию и сорвать фальшивки. Кричать через СМИ будет уже бесполезно. Поэтому я призываю избирателей не верить агитации, которая попала к вам в руки незадолго до выборов», — отмечает политтехнолог Ершов.

Эксперт добавляет, что пока в городе не было случаев приклеивания листовок на лобовые стекла машин клеем «Момент», но подобное может произойти накануне дня голосования.

Помимо распространения фальшивок, к «черным» технологиям относится и порча агитации конкурентов. Например, неизвестные «модернизировали» целый ряд баннеров «Справедливой России», заклеив лозунги словами «Опять врут» и «Бездельники!»

Не повезло и агитации от «Единой России». В одну из ночей левые активисты добавили на плакатах надписи «Верни себе голос — бунтуй!» и «Люстрация, свобода, социализм».

Еще одна волна протеста подоспела от феминисток. Они украсили билборды партии власти надписями «Родит жена — уйду в декрет», «За права женщин», «За феминизм», «За обязательное сексуальное просвещение». Правда, в обоих случаях активисты якобы протестовали против системы, а не работали на конкурентов «ЕдРа».

Эксперты полагают, что в некоторых случаях порча предвыборного плаката может даже сыграть на руку кандидату. Особенно оппозиционеру, которому необходимо выглядеть гонимым властью. Если лицо замазали краской, значит, кандидата боятся. Кандидат от ПАРНАС Наталья Грязневич, чьи билборды подверглись атаке вандалов, согласна с этим мнением.

«У меня один баннер оторвали полностью, на другом закрасили имя. Но об этом в результате даже вышел сюжет на BBC, обо мне узнали в Европе. Можно сказать, что мы извлекли из ситуации максимальную пользу. К порче собственных баннеров я не причастна. Будь у меня их 100, я бы еще, может, могла себе позволить испортить парочку. Но у меня их всего три на город», — поясняет Грязневич.

По словам кандидата, в среднем ее плакаты в городе «проживают» на стенах лишь пару часов. «Все очень быстро срывают. Буквально на днях мне написал избиратель, который застал некую девушку за порчей моих плакатов», — говорит Грязневич. По ее словам, избиратель сообщил, что видел, как неподалеку конкурент Грязневич, тоже кандидат, самолично прикрепляла на стену наклейку со своей агитацией. «Я потом с ней говорила, она все отрицала. Но из-за того, что кандидаты-конкуренты выходят ночью срывать мои плакаты, я даже стала чувствовать себя большим политиком», — добавляет Грязневич.

В очередной раз не обошлось и без Милонова. В прошлые выходные единоросс пожаловался на порчу своих агитационных «кубов». «Неизвестные налетчики, вооруженные ножами, разгромили порядка 30 агитационных точек кандидата. В результате нападения были уничтожены стенды, похищены листовки и информационные бюллетени», — сообщила пресс-служба Милонова. Разумеется, эти нападения единоросс связал с деятельностью конкурента из «Партии роста».

Но подобные конфликты обычно заканчиваются ничем. Добиться снятия оппонента с выборов за какие-то нарушения в предвыборной кампании не удалось никому, хотя политики активно отправляли жалобы в суд и Горизбирком. Конечно, во многих случаях не трудно догадаться, кому выгодно применение «черных» технологий. Но уличить кого-то конкретно крайне сложно.

«На этой кампании было больше „чернухи“, чем обычно, потому что оппозиционные партии работали друг против друга», — уверен кандидат от «Партии Роста» Максим Резник. Его соратница Ирина Комолова уверяет, что о печати газет-фальшивок ей сообщил некий честный кандидат из другой партии. «Он позвонил мне и сказал, что печатается такой тираж, — ловите его 13 числа», — говорит Комолова. 

Политолог Дмитрий Солонников считает, что порчу плакатов и выпуск фальшивой продукции вообще сложно назвать «грязными технологиями».

«Это обычный предвыборный процесс, который присущ любой кампании. Подобным занимаются абсолютно все. Невозможно представить себе штаб, который только раскладывает агитацию своего кандидата, не срывая при этом плакаты конкурента и не вытаскивая чужие газеты из почтовых ящиков. Ничего удивительного тут нет. И оппозиционные партии действительно активнее использовали эти технологии, чем „Единая Россия“. Возможно, „Единая Россия“ не слишком заинтересована в подобном, потому что может использовать административный ресурс. Но в целом ни одна партия не является белой и пушистой», — констатирует эксперт.

Отличительной чертой данной кампании стала нехватка средств у кандидатов. Былые тучные времена прошли. Сказалось это и на качестве «чернухи».

«В этот раз ничего нового не было придумано вообще. Многие питерские технологи разъехались, в результате агитация частично вышла шаблонной и дилетантской. И даже так называемые грязные технологии были реализованы не на высоком уровне. Хотя, в отличие от некоторых московских экспертов, я считаю, что такие вещи до сих пор работают. Человек может на уровне интеллекта понимать, что имеет дело с „чернухой“, но на избирательном участке этот маркер все же может сработать», — отмечает политтехнолог Ершов.

Софья Мохова