Posted 6 октября 2016,, 13:50

Published 6 октября 2016,, 13:50

Modified 31 марта, 01:39

Updated 31 марта, 01:39

«Не современное искусство маргинально, а люди невежественны»

6 октября 2016, 13:50
О непростых взаимоотношениях человека и современного искусства рассказала участник и куратор фестиваля «Арт-проспект» Надежда Чернякевич.
В Петербурге прошел пятый по счету фестиваль паблик-арта «Арт-проспект». Надежда Чернякевич, его участник и куратор проекта «Продуктивный класс», поведала «Петербургскому авангарду» о непростых взаимоотношениях человека и современного искусства, о «подработке» грузчиком, а также о том, как важно быть внимательнее к незнакомым людям.
— В чем уникальность «Арт-проспекта»? Почему вы решили в нем участвовать?
— Особенность «Арт-проспекта» в том, что он выходит на улицы. Это возможность привлечь случайного зрителя, установить своего рода взаимосвязь между прохожим и увиденной им работой. Плюс в этом году, как мне кажется, очень важная тема фестиваля — диалог. Как раз тема, направленная на взаимодействие.
— Какие цели вы ставили, создавая проект «Продуктивный класс»? В рамках фестиваля он включал серию кулинарных мастер-классов, к проведению которых приглашались пожилые жители.
— Поскольку это был абсолютный эксперимент, я не знала, каким будет результат. Но было крайне важно, чтобы появилась атмосфера тепла, семейная обстановка. Одним из моих тезисов был тот факт, что в городе мы все слишком отчуждены друг от друга и с незнакомцами практически не общаемся. Мой проект сплачивает людей, которые друг с другом в иной ситуации никак бы не столкнулись. Особенно это касается проблемы разных поколений, потому что в публичном пространстве молодежь и люди пожилого возраста крайне редко соприкасаются. Я хотела показать, что теплые отношения могут быть с кем угодно, если быть чуть внимательнее друг к другу.
— Насколько сложно вам как куратору взаимодействовать с людьми?
— Для меня, человека, работающего в сфере искусства, очень важен зритель. Мы стараемся как можно больше общаться с людьми, максимально доходчиво объяснять, что подразумевает под собой современное искусство. В России к современному творчеству достаточно скептическое отношение, оно пока не вошло в повседневность. Поэтому, безусловно, частое взаимодействие со зрителями становится своего рода вдохновением.
— Как сделать, чтобы россиянам стало больше нравиться современное искусство?
— Мне кажется, нужно избегать ситуации, когда искусство делается только ради искусства. Нужно показывать зрителю, что для него есть место в этом пространстве. Большая проблема современного искусства в том, что зритель чувствует себя некомфортно рядом с ним, ему кажется, он может что-то не понять. Считаю, что это неправда. Современное искусство дает точку отсчета, с которой начинается главная мысль, развивается интерпретация, вдохновение. Какой-то поворот, который растревожит человека, заставит его мыслить по-новому.
— Уличное искусство мешает сложившемуся образу Петербурга?
— Нет. Думаю, что уличное искусство позволяет по-новому взглянуть на архитектуру города. И опять-таки публичное искусство часто в первую очередь работает с контекстом. То есть это не просто какие-то бездумные рисунки, это хорошо вписанный в городской ландшафт элемент, добавляющий что-то новое. К примеру, после того, как была нарисована «Карта» Анастасии Скворцовой на стене одного из старых зданий, вышедшая на улицу жительница дома вместо возмущений сказала сакраментальную фразу: «Наконец-то хоть что-то путное сделали с этим куском бетона».
— Есть ли художники или деятели искусства, с которыми вы хотели бы сотрудничать в будущем?
— Из художников мне близки авторы, чьи работы говорят на языке искренности и поднимают гендерную тематику. Немного странно представлять сотрудничество, но меня очень вдохновляет творчество Лизы Морозовой, Ольги Чернышевой, Софи Калль и Трейси Эмин.
— Кем видите себя через 10 лет?
— Куратором Венецианской биеннале (смеется). На самом деле сейчас понимаю, что мне очень нравится погружаться в теорию, поэтому хотелось бы заняться преподаванием. Планирую получить научную степень и начать преподавать, потому что преподавание — это своеобразная форма диалога. Мне кажется, современное искусство немного маргинально из-за того, что людям не хватает знаний. В нашем общем образовании, к сожалению, не так много внимания уделяется искусству. Фигура преподавателя может помочь исправить ситуацию, сформировав интерес к образному осмыслению действительности.
Полную версию интервью читайте на сайте «Петербургский авангард».
Беседовала Анна Акопян