Posted 7 октября 2016,, 10:47

Published 7 октября 2016,, 10:47

Modified 31 января, 12:14

Updated 31 января, 12:14

Кризис согнал петербуржцев с печи

7 октября 2016, 10:47
Кризис вывел на рынок труда иждивенцев и тех, кто чурался постоянной работы. Это при том, что из города в Среднюю Азию продолжают уезжать специалисты неквалифицированного труда.
По данным комитета по труду, в третьем квартале в Петербурге зарегистрирован максимальный уровень занятости населения за всю историю наблюдений. В городе работают 73,5% от экономически активного населения. В Смольном этот рекорд объясняют тем, что на рынок труда вышли горожане, которые прежде не нуждались в постоянном месте работы. В частности, поскольку просел рынок аренды жилплощади, искать работу стали рантье.
«Рынок недвижимости был скорректирован. Так называемые рантье, которые прежде могли достаточно зарабатывать на сдаче недвижимости, из-за изменений на рынке аренды вынуждены находить новые источники дохода. Все население реагирует на снижение реальных доходов», — рассказал заместитель председателя комитета по труду и занятости Николай Рогачев.
Интересно, что средний размер начисленной зарплаты в третьем квартале этого года в Петербурге составил 48,4 тыс. рублей. Это на 10% выше, чем в третьем квартале 2015-го, говорят в комитете.
У экспертов из «Avito Работа» иные данные по размеру средней зарплаты в Петербурге. В третьем квартале по петербургским вакансиям среди всех категорий «Avito Работа» она составила 40,8 тыс. рублей. Такая зарплата является вторым показателем в России. Традиционно самая высокая оплата труда по стране — в Москве.
Больше всего в Петербурге зарабатывают транспортники и логисты (в среднем 47,3 тыс. рублей в месяц). А вот самые низкие зарплаты, что удивительно, у госслужащих и работников некоммерческих организаций. Ежемесячно они получают порядка 22,9 тыс. рублей.
В «Avito Работа» напомнили, что третий квартал имеет свои особенности, которые следует учитывать при характеристике ситуации рынка труда. На него традиционно приходится пик сезона отпусков в июле и августе, а в 2016 году летнее затишье оказалось даже сильнее, чем годом раньше. Количество откликов по местным вакансиям сократилось.
Директор HeadHunter Северо-Запад Юлия Сахарова считает, что текущую ситуацию на рынке труда в Петербурге можно охарактеризовать как комфортную и для соискателей, и для работодателей — в условиях рынка с невысокой конкуренцией. По данным HeadHunter, количество вакансий в третьем квартале 2016 года по сравнению со вторым кварталом возросло на 11%. Между тем прироста резюме не было, даже отмечается сезонное снижение динамики на 6%.
Директор по развитию центра «Работа-i» Михаил Кривонос, который специализируется на трудоустройстве выпускников детских домов и людей с ограниченными возможностями, констатирует, что и в его достаточно небольшом сегменте наблюдается активность. Трудоустроится хотят все больше людей.
«Ситуация такая, что люди, которые были на иждивении у государства, становятся все более экономически активными. Им нужны дополнительные источники денег. В связи с девальвацией рубля они не могут себе позволить многого. Как ни парадоксально, но это плюс. Люди, которые прежде зависели от пособий и пенсий, теперь вынуждены идти на рынок. Раньше пусть и невысокий уровень господдержки позволял им не отвлекаться на поиски работы. А теперь у них появляется мотивация, возможность взять свою жизнь в свои же руки», — рассказал Михаил Кривонос.
Кроме того, в Петербурге продолжается тенденция 2015 года по оттоку иностранных работников. Как правило, устраивались они на места, требующие низкой, иногда и вовсе «никакой» квалификации. В этом году прирост миграционной рабочей силы в Петербурге сократился на 26 тыс. человек. Сегодня в городе трудятся 250 тыс. иностранцев. Сокращается количество работников из стран с визовым режимом. Все меньше рабочих рук из Китая, Вьетнама и Северной Кореи (выходцы из этих стран были активно задействованы в общепите и швейном производстве).
«Изменение валютного курса привело к нестабильности иностранной рабочей силой. У себя дома они живут с другой валютой. Слабый рубль им не интересен. Другое дело, что есть мигранты, которых заменить никем нельзя. У приезжих специалистов потрясающая производительность, они очень конкурентоспособны. Местные же привыкли к спокойной жизни. Они все-таки не столь отчаянны в попытках найти работу», — замечает Кривонос.
Из тех, кто продолжает приезжать в Петербург на заработки, выделяются граждане Киргизии. Они самые активные иностранцы на рынке труда Северной столицы. Им гораздо проще прижиться в городе, чем другим представителям Средней Азии. Жителям Киргизии, которая вместе с Казахстаном, Белоруссией и Арменией входит в Евразийский экономический союз, не надо получать специального разрешения на работу. Они пользуются так называемым «национальным режимом».
Александр Калинин