Posted 13 октября 2016,, 16:15

Published 13 октября 2016,, 16:15

Modified 31 марта, 01:34

Updated 31 марта, 01:34

Последний из 90-х

13 октября 2016, 16:15
В Петербурге начался процесс над авторитетным бизнесменом Михаилом Кришьяном. Из крупных криминальных фигур 90-х он был последним, до кого не дотянулось правосудие.
Михаил Кришьян совсем не похож на петербургских гангстеров конца 90-х — начала «нулевых». Ни внешностью, ни манерами, ни речью. Отличается он и тем, что последним из крупных фигур тех лет оказался в зале суда. Давно сидят Кумарин и Колчин, год назад отправили в колонию Глущенко. Настала очередь и Кришьяна.
В принципе Михаилу Кришьяну есть что рассказать о себе. Родился в 1965 году в Ленинграде, закончил Нахимовской училище, затем работал на подводной лодке. В 90-х прошел путь, знакомый многим питерским авторитетам, а закончил его в колонии, где оказался по статье о самоуправстве. В начале «нулевых» вышел на свободу, когда в Петербурге царствовали «тамбовские» во главе с Кумариным и «московские» во главе с Костей Могилой. Говорят, про Кумарина он говорил исключительно в снисходительном тоне.
В 2003 году без вести пропадает известный антиквар Аркадий Тульчин. Его тело найдут восемь лет спустя в Новгородской области, а в прессе появится версия о причастности к убийству Михаила Кришьяна. Якобы именно при его участии активы Тульчина перепродавались другим лицам. Все же это должно мало интересовать судью Александра Максимова. Дело Кришьяна связано с событиями шестилетней давности.
В октябре 2009 года петербургский бизнесмен Александр Логоденко опубликовал объявление о желании приобрести кафе или ресторан. На заметку откликнулся уроженец Ленинграда Михаил Рогинский. Генеральный директор и основной владелец петербургского ЗАО ПТК «Строитель» предложил Логоденко за 100 млн рублей купить три здания и землю на улице Циолковского. При этом потенциальный покупатель знал о проблемах, с которыми столкнется. Так, предприятие фактически являлось банкротом, кроме того, в одном из зданий была незаконно проведена реконструкция, что грозило конфликтом с проверяющими органами. Но скидка, как говорил сам Логоденко, его устроила.
По версии следствия, Логоденко заплатил Рогинскому 30 млн рублей, но в договоре купли-продажи была указана цифра 100 млн. Продавец якобы объяснил это необходимостью покупки недвижимости во Франции, для подтверждения которой и нужно, чтобы такая сумма фигурировала в договоре. Рогинский также предложил назначить Логоденко гендиректором компании, после чего тот сможет получить 4464 акции предприятия.
Здесь мнения следствия и некоторых участников истории расходятся. По версии правоохранителей, Логоденко выплатил Рогинскому 30 млн рублей, после чего взял расписку о получении денег. Есть и другая — мол, никаких денег в принципе выплачено не было. Отчасти эта версия находит подтверждение в документах Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти. Еще в 2009 году, через некоторое время после сделки, Рогинский обратился с иском о взыскании 100 млн задолженности с Логоденко. В октябре 2010 года иск удовлетворили. Предприниматель просил у суда отсрочку, но ему отказали.
Как бы то ни было, конец у истории один. По мнению следователей, не дожидаясь возврата денег, Рогинский решил силой забрать некогда родной ПТК «Строитель».
Утром 7 сентября 2010 года на территории предприятия появились вооруженные люди в масках и в форме сотрудников милиции. Подошли к Логоденко и проводили его в кабинет гендиректора. «Я был уверен, что это сотрудники милиции, поэтому не оказывал сопротивления», — объяснил бизнесмен следователю ГСУ по Адмиралтейскому району Уварову.
Лицом в пол Логоденко пролежал несколько часов. За это время слышал, как «допрашивают» его сотрудников, кто-то в это время отключал технику. Через какое-то время мужчина начал осознавать, что происходящее мало похоже на действия сотрудников правоохранительных органов. Подозрения усилились, когда наконец вставший с пола Логоденко не увидел в окне своей машины. Рейдеры, надо отдать им должное, предпринимателя не избили до полусмерти, а просто выставили за дверь. Тот же, долго не раздумывая, отправился в милицию.
Уголовное дело возбудили лишь в июле 2011 года, к тому моменту здания ЗАО «ПТК Строитель» уже успели перепродать. Следствие назвало организаторами преступления Кришьяна и Рогинского. Ни того, ни другого задержать не удалось.
Рогинский уехал в Израиль, его карточка до сих пор есть на сайте «Интерпола» в разделе «Разыскиваются». Кришьян переехал в Эстонию. Операцию по его задержанию можно описывать долго, но в итоге бизнесмена поймали. Эстония отказала ему в политубежище, и Кришьяна этапировали в Россию. «Видимо, переоценил свои силы, решив остаться в Эстонии», — сказали корреспонденту «Росбалта» в правоохранительных органах.
К тому моменту почти все члены преступной группы признали вину и получили наказания. Наиболее любопытны, пожалуй, фигуры бывшего майора ФСБ Алексей Раевского и экс-майора МВД Сергея Ващенко. Оба получили условные сроки. Последний отличился еще и тем, что подкинул пистолет Логоденко.
Условное наказание получил и бизнесмен Андрей Бекасов. Его корреспондент «Росбалта» встретил в коридоре Ленинского райсуда, предприниматель очень торопился на самолет.
Фигура Александра Логоденко тоже интересна. Таких не называют «потерпевший». В свое время в их среде модными были телефоны Vertu, сегодня же — сплошь iPhone последних моделей. В 2006-м Логоденко освободился, отбыв срок за совершение сразу нескольких преступлений. Там и разбой, и грабеж, и незаконное лишение свободы. Но с Кришьяном они, конечно, не из одной компании. Тем любопытнее было смотреть за их противостоянием в зале Ленинского суда.
— Были деньги или нет? 30 млн — это ваша окончательная цифра? — допрашивал потерпевшего подсудимый.
— Да, это та сумма, которая была передана Рогинскому, — парировал Логоденко.
— Были ли свидетели, которые видели, как вы получали эти деньги? Кто-то может подтвердить их существование, кроме вас?
— Нет.
— Есть ли какие-либо документы, подтверждающие существование этих денег?
— Да.
— Можете ли предоставить расписку?
— Воспользуюсь 51-й статьей Конституции.
Как сообщил «Росбалту» адвокат Кришьяна Александр Антоновский, защита в ходе процесса будет настаивать на невиновности подсудимого. «Это очень большое дело, там много фамилий, поэтому процесс не будет скорым», — отметил защитник.
Кришьяну предъявлено обвинение по четырем статьям УК РФ: ст. 159, часть 4 (мошенничество группой лиц в особо крупном размере); ст. 127 (незаконное лишение свободы); ст. 222 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов); ст. 33, часть 3, ст. 286 (соучастие в превышении должностных полномочий). Перспективы — до 20 лет лишения свободы.
Кроме того, в отношении Кришьяна расследуется еще одно громкое дело: об убийстве владельца ТРК «Пулково-3» Михаила Карачева и коммерсанта Алексея Волнухина. Оба погибли в октябре 2010 года. Обвинение Кришьяну пока не предъявлено. Судя по всему, следователи ждут исхода процесса по делу «Строителя».
Илья Давлятчин