Posted 18 января 2017,, 17:20
Published 18 января 2017,, 17:20
Modified 31 марта, 00:31
Updated 31 марта, 00:31
В зале Смольнинского районного суда душно. У деревянной ограды, разделяющей участников и зрителей процесса — десятки людей. Много камер. Блогеры ведут трансляцию в интернете. Один мужчина, тяжело вздыхая, снимает ботинки и забирается на скамью для зрителей.
«Такое чувство, что в стране никто не работает», — раздается в толпе. Декорации для процесса готовы. В Петербурге снова судят преподавателя йоги.
Программиста и индуиста Дмитрия Угая стражи порядка задержали в октябре 2016 года во время лекции об основах йоги в лофт-проекте «Этажи». Причиной стало заявление в полицию местного жителя Наиля Насибулина, от которого в секту в свое время ушли жена и сестра. Угая доставили его в 76 отдел полиции, а затем ему предъявили обвинение по части 4 статьи 5.26 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях). То есть по «закону Яровой».
Как ранее сообщал «Росбалт», эти поправки предусматривают ответственность за осуществление миссионерской деятельности с нарушением закона. То есть якобы Угай должен был иметь разрешение некоего религиозного собрания, чтобы читать лекцию о йоге.
Первое заседание по делу прошло в помещениях 207 судебного участка в центре Петербурга. Тогда очередь из журналистов и группы поддержки растянулась от двери судьи Жанны Кустанович до самой улицы. Часть корреспондентов едва протиснулась в помещение. Остальные стояли в коридоре. Чтобы избежать давки, заседание решили перенести в Смольнинский райсуд, залы в котором могут вместить в себя десятки людей.
Перед началом суда толпа журналистов и сочувствующих всех мастей окружила Угая.
«Надеюсь, что суд соблюдет все ценности морали и добра. Я верю в добро, верю, что оно существует в людях», — говорил йог.
Толпа была многогранна: люди в рясах, представители ЛГБТ-сообщества с радужными флагами, последователи индуизма. В коридоре же находились свидетели: тот самый Наиль Насибулин, автор заявления в полицию; правоохранитель Арсен Магомедов, составлявший протокол в отношении Угая, а также посетители октябрьской лекции.
Первым в зал пригласили лейтенанта полиции Магомедова. Страж порядка, казалось, является особенным человеком — суд запретил снимать его на камеру, а приставы сновали в толпе, не давая запечатлеть даже спину бравого правоохранителя. Хотя фотография Магомедова есть на сайте ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти. Полицейский сообщил суду, что основанием для составления протокола стало заявление от посетителя лофт-проекта «Этажи» в день проведения лекции.
— Так как я не являюсь специалистом, то связался с центром «Э», и мы выехали на место. На лекции присутствовал минут 10, и там речь шла не о физических упражнениях йоги, а о вере в бога, и звучали религиозные реплики, — рассказал Магомедов.
— А у организаторов мероприятия вы брали объяснение? — уточнила судья.
— Нет, мне неизвестно, кто был организатором, — ответил страж порядка.
Слово взял адвокат Анатолий Пчелинцев (он, к слову, защищает бывшего прокурора Ленобласти Станислава Иванова, обвиняемого в коррупции).
— В протоколе вы указали, что лекция проводилась в целях вовлечения лиц в организацию. На основании чего вы сделали такой вывод? — спросил адвокат.
— На основании показаний свидетелей, — молниеносно ответил тот, позднее уточнив, что их имен не помнит.
— А вы сами являетесь специалистом в религиоведении? — продолжал допрос Пчелинцев.
— Нет.
— Что вы закончили?
— Университет МВД.
— Религиоведение изучали?
— Изучал.
— А профессора во время лекции останавливали?
— Снимаю вопрос, — прервала происходящее судья.
Затем суд перешел к допросу петербурженки Марии Тресиковой, которая присутствовала на лекции.
— Дмитрий говорил о видах йоги. Мне показалось, что это было изложение вайшнавской традиции (одно из основных направлений индуизма — «Росбалт»), потому что я общалась с увлекающимися друзьями. Сложилось впечатление, что мужчина пропагандирует восточное вероучение религиозного характера. Он говорил, что йога — это духовные практики, не просто упражнения тела. Дополнительную информацию читала в интернете, название течения тоже, — вспомнила Тресикова.
— Вручали ли слушателям религиозную литературу? — уточнила судья Кустанович.
— Нет, никто не вручал никакой литературы, — помотала головой свидетель.
Очередь держать ответ перед судом и публикой дошла до Насибулина. Суду он рассказал то же, что и ранее «Росбалту». С Угаем лично не знаком, против него ничего не имеет, лекцию прослушал целиком.
— По вашему мнению, имеют ли граждане России законное право распространять информацию о религиозных учениях? — обратился к свидетелю представитель Угая Сергей Латышевский.
— Я бы предложил вам обратиться к открытым источникам, в законе вы можете более подробно прочитать, — пожал плечами свидетель.
Публика сопроводила ответ громким смехом. Журналисты недоуменно переглянулись. Приставы сделали толпе замечание.
— Вы написали заявление в полицию. Это ваша личная инициатива, и если да, то на основании какого опыта? — продолжил Латышевский.
— Да, это личная инициатива. Я исходил из своего опыта, который говорит, что под видом религиозных мероприятий возможна вербовках в секты. Лично на Дмитрия я никаких доносов или лжедоносов не распространял, — уточнил Насибулин.
— Ваши родственники попадали в секты? — поднял голову адвокат.
— Снимаю вопрос! — вновь прервала судья.
Представители Угая попросили суд отнестись к показаниям Насибулина критически.
— У борца за права граждан была бы возможность лично явиться в участок полиции, чего Насибулин не сделал, — обратил внимание суда Латышевский.
Угай был тверд в оценках своего оппонента.
— Я разделяю две ипостаси: религиозную, которая призывает к терпимости, но и гражданина. Считаю, что имеются основания для оговора. Свидетель говорит, что я приглашал людей на лекцию, хотя этого не было, — отрезал йог и программист.
Заседание подошло к кульминации. Стороны обвинения в административном процессе нет, поэтому защите приходится полемизировать с воображаемым оппонентом. Пчелинцев и полемизировал.
— Поправки Яровой-Озерова содержат понятия миссионерской деятельности. Но ее не было в действиях нашего подзащитного. Если мы встанем на сторону сотрудников полиции, то давайте штрафовать учителей, которые преподают основы православной культуры. В данном случае речь шла о культурологический лекции, которую он прочитал на высоком уровне, — спич адвоката вызвал бурные овации в зале. Аплодисменты раздались еще пару раз — после выступления других представителей миссионера и самого Угая.
Судья Кустанович совещалась недолго.
— Дело прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, — огласила решение она. И вновь — овации. Публика бросается пожимать руки Угаю и его защитникам. Съемочные группы выставляют камеры, но приставы гонят их из зала. В коридоре — привычное столпотворение.
— Как вы оцениваете происходящее? — спросил корреспондент «Росбалта» у Насибулина.
— Цирк. Так и запишите, — ответил тот.
Илья Давлятчин