Posted 19 января 2017,, 13:20

Published 19 января 2017,, 13:20

Modified 31 марта, 00:31

Updated 31 марта, 00:31

«Люди должны быть защищены от насилия»

19 января 2017, 13:20
Госдума готовится декриминализовать побои в семьях. Мнения юристов о том, нужно ли это делать, разделились.

Госдума в пятницу, 20 января, рассмотрит во втором чтении законопроект о декриминализации побоев в семьях. Не исключено, что до конца месяца он будет одобрен в целом. В ходе первого чтения документ поддержали 368 депутатов от «Единой России», «Справедливой России» и ЛДПР, против проголосовал один депутат и один воздержался. Фракция КПРФ не голосовала.

Дело в том, что раньше все виды побоев считались уголовным преступлением. Но в июле 2016 года в 116 статью УК внесли изменения. В итоге она квалифицирует впервые совершенные побои как административное правонарушение. А вот избиение родственников — как преступление.

Грубо говоря, человек, избивший оппонента, подпадет под действие Кодекса об административных правонарушениях. Ему грозит штраф от 5 до 30 тыс. рублей, или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, или обязательные работы на срок от 60 до 120 часов.

А вот если родитель избил своего ребенка, то это могут квалифицировать как уголовное преступление. По статье 116 УК РФ обвиняемому грозят обязательные работы до 360 часов, либо исправительные работы до одного года, либо ограничение свободы до двух лет, либо принудительные работы до двух лет, либо арест до шести месяцев, либо лишение свободы до двух лет.

Отметим, что под родственниками, то есть «близкими лицами», УК подразумевает «близких родственников (супруг, супруга, родители, детей, усыновителей, усыновленных (удочеренных) детей, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек, внуков) опекунов, попечителей, а также лиц, состоящих в свойстве с лицом, совершившим деяние, предусмотренное настоящей статьей, или лиц, ведущих с ним общее хозяйство».

Поправки в закон в 2016 году привели к дискуссии в обществе. Так, единоросс Ольга Баталина отмечала, что нововведение вызвало «объективное непонимание», почему конфликты внутри семьи являются уголовным преступлением, а уличная драка — административным правонарушением.

В итоге Баталина, сенатор Елена Мизулина и еще ряд депутатов стали соавторами законопроекта, предлагающего декриминализовать побои в семье.

Согласно статистическим данным, в 2015 году в России зафиксировано 86 тыс. случаев побоев, количество преступлений на бытовой почве — 33 тыс., в отношении женщин — почти 10 тыс. Новостная лента отражает, конечно, далеко не всю статистику, но знает примеры. Так, в Югре женщина попала под уголовное преследование после того, как избила своего сына, просившего включить ему мультфильм. Мальчик начал плакать, что разозлило пьяную мать. Она толкнула сына, а потом стала бить его головой об стену, после чего дала еще несколько пощечин.

В Москве у женщины забрали трехлетнюю дочь за то, что мать дважды ударила девочку по лицу. Суд также признал жительницу столицы виновной в нанесении побоев, ей предстоит 200 часов обязательных работ. А в Чечне за похожее преступление осужден мужчина. Он избил 4-летнего сына за то, что тот отказался поднять с пола шапку. Отцу назначили 23 тыс. рублей штрафа. На Ямале женщина в магазине на глазах персонала и покупателей жестоко избила своего шестилетнего сына ногами, затем схватила ребенка за пояс, стала с силой крутить его в воздухе и швырнула на землю. Мальчика спас прохожий. Было возбуждено уголовное дело о побоях, но когда закон примут, то уголовная ответственность таким матерям грозить не будет.

По мнению адвоката Анны Бутыриной, законопроект о декриминализации побоев в семьях вряд ли изменит статистику, но, скорее всего, восстановит правовую чистоту сомнительных обращений, которые могли бы так квалифицироваться.

«Напомню, что под „побоями“ в статье 116 УК понимаются „действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие вреда здоровью“, то есть речь идет о ссадинах, синяках. Если в случае насильственных действий все-таки был причинен легкий вред здоровью, то это уже уголовное преступление, которое будет квалифицироваться по ст. 115 УК РФ. Поэтому могу предположить, что данный законопроект является более справедливым и приравнивает всех к одинаковой ответственности, несмотря на степень родства», — отметила Бутырина.

За побои, как было сказано раньше, можно лишиться не только свободы, но и собственных детей. В Москве органы опеки изъяли из семьи Светланы Дель 10 приемных детей. Причиной, как сообщили СМИ, стало обнаружение воспитателем столичного детского сада на теле одного из воспитанников синяков и кровоподтеков. Замруководителя департамента труда и социальной защиты населения Москвы Татьяна Барсукова сообщила, что в разговоре с психологом дети подтвердили факт побоев со стороны отца. Однако сама Дель рассказала журналистам, что у органов опеки ранее не было претензий к семье, дети ведут активную жизнь, и синяки у них появляются часто. Представляющий ее интересы адвокат Иван Павлов заявил «Росбалту», что обвинения в нанесении побоев — ложные.

«Я негативно отношусь к побоям, как и к любому насилию в его проявлении. Но то, что происходит с этой семьей, напоминает какую-то режиссуру, чтобы подготовить общественное мнение. Версий того, что произошло, много. Например, в детском учреждении могли не захотеть терпеть ребенка с соответствующим диагнозом (восемь из них инфицированы ВИЧ — прим. „Росбалта“). Но то, что побоев не было, это неоспоримый факт», — подчеркнул Павлов.

При этом собеседник агентства сказал, что не является сторонником декриминализации побоев в семьях.

«Я не поддерживаю декриминализацию, я сторонник того, что ответственность за любое насилие должна быть, и люди должны быть защищены от этого», — добавил Павлов.

Кстати, отбирать ли детей у родителей, решают органы опеки и суд. Таким образом, даже если побои будут «декриминализованы», матерей и отцов, избивающих своих отпрысков, по-прежнему смогут лишить родительских прав.

Анна Бутырина напоминает, что ранее распространенным способом воздействия на оппонента было возбуждение уголовного дела за «синяк». Порочная практика, по ее словам, складывалась и таким образом, что некоторые сами ставили себе синяки и писали заявления на своих недоброжелателей.

«В судебном порядке достаточно проблематично установить, кто именно наносил побои, что порой приводило к несправедливым решениям. Остается выразить надежду, что с принятием нового законопроекта ситуация в стране в целом изменится», — заключила Бутырина.

Адвокат Александр Почуев, в свое время просивший суд привлечь актера Алексея Панина к уголовной ответственности за побои, считает, что их декриминализация может привести к «анархии в массах».
«Побои работают на практике только тогда, когда правоохранительным органам нужно как-то улучшить статистику. То, что человеческая честь, достоинство и неприкосновенность должны быть защищены на уровне воспрещения насилия — это очевидно. Если хулиган дал тебе в глаз, то он должен за это отвечать. Скорее всего, Государственная Дума и выполняет заказ МВД и блока, лоббирующего работу мировых судей, в чье подчинение и перейдут побои. Но гражданам от этого будет ни тепло ни холодно», — сказал Почуев.
Стоит отметить, что законопроект поддержали не все. Так, в Москве готовится митинг против данного документа. Кроме того, в Евросоюзе призвали РФ «сделать все для того, чтобы реализовать право российских семей на жизнь без насилия и страха». В ЕС напомнили, что Россия ратифицировала Европейскую социальную Хартию, которая требует от государств-участников защищать детей от насилия.
Илья Давлятчин