Китайско-русский пазл

«Китайский» зал выставки в Новом музее стоит увидеть тем, кто мало знает о культуре этой страны. «Росбалт» рассказывает, почему.


Выставка продлится до 22 апреля. © Фото ИА «Росбалт», Людмила Семенова

В «Новом музее» на 6-й Линии Васильевского острова 29 марта открылась выставка «Китай — Россия». Эта экспозиция — начало большого проекта «Три полюса многополярного мира. Китай. Россия. США», инициированного Музеем современного искусства имени Дягилева в СПбГУ. Соответственно, следует ждать продолжения. Сегодня же тон задают работы молодых русских и китайских художников.

Проект призван показать, каким хочет видеть мир art generation XXI века. Современное российское искусство на выставке представлено разделом «Русский пазл». В экспозицию вошли работы, выполненные в разных техниках молодыми художниками, среди которых — Алена Терешко, Александр Дашевский, Семен Мотолянец, Лера Лернер, Илья Гришаев и многие другие. 

«Китайскую» часть выставки составляют работы шестнадцати художников — Юнкун Лю, Лю Лемьин, Лян Хуицинь и других. Это авторы, творящие в разных жанрах — от абстракции до портрета, пейзажа, и фантастического реализма.

-

По словам руководителя проекта, профессора СПбГУ и директора Музея имени Дягилева Татьяны Юрьевой, это выставка «о молодых и для молодых». Она отметила, что художники нового поколения мыслят свободно, в этой экспозиции нет произведений, которые можно назвать фальшивыми изнутри, зато есть много неожиданных находок.

«Нам есть о чем подумать, если мы хотим быть друзьями с новым поколением», — заявила Татьяна Юрьева, отметив, что в рамках проекта «Три полюса многополярного мира» планируется также провести выставку российских и американских художников.

Открывшаяся в Санкт-Петербурге экспозиция позволяет изучить содержание как детально, так и в целом, и сразу сравнить впечатления от разных культур. В «китайском» зале представлена в основном живопись и печать. Художники из России оказались более многогранными в технике и разбавили выставку причудливыми инсталляциями. И хотя содержание представляется странным в обоих залах, по форме китайские художники проявили себя более строго, а отечественные — более задиристо и раскрепощенно.

Название «российского» зала — «Русский пазл» — по-видимому, подразумевает интеграцию в глобальную современную культуру.

Фото ИА «Росбалт», Людмила Семенова

Доцент СПбГУКИ, куратор проекта «Русский пазл» и петербургской галереи современного искусства Navicula Artis Глеб Ершов назвал участников выставки художниками, которые выросли в мире с другим ощущением границ. «В свободе выбора их главная идея», — замечает искусствовед.

Фото ИА «Росбалт», Антонида Пашинина

Со стороны Китая выставку курирует профессор Пекинского университета Пэнг Фэнг. «Это пир для молодых поколений России и Китая, — охарактеризовал экспозицию Пэнг Фэнг. — Они не только воплощают свое видение мира, но представляют молодежь в целом». Несмотря на известную приверженность Востока традициям, сейчас в Китае преобладает экспериментальное современное искусство, утверждает куратор.

Фото ИА «Росбалт», Антонида Пашинина

Организаторы выставки подмечают, что участники — это прекрасно образованные художники-профессионалы. И наверняка они не грешат против истины.

Но мы не всегда видим с их стороны стремления к диалогу с публикой. Эти художники лишь предоставляют «непосвященным» возможность себя созерцать. Это современное искусство в коварном смысле этого слова — когда не видно, что мастер работает, вкладывает душу в созданное и не гонится за модой.

Фото ИА «Росбалт», Антонида Пашинина

Да, они экспериментируют с техниками, материалами, цветами, эксцентричными названиями. Но конечный результат не всегда вызов к традициям, разрушение границ и отказ от обветшалых ценностей. А именно так «современное искусство» себя характеризует.

Ведь если подумать, то абстрактное искусство тоже давно перешло в ранг классического. Именно ему уже пора бросать вызов. То, что молодежь по-прежнему выбирает спарринг-партнером реалистичную, академическую живопись, доказывает, что она и сейчас живее всех видов искусства.

Фото ИА «Росбалт», Антонида Пашинина

Если художники в этом проекте вообще не гнались ни за какими жанрами и тенденциями и только выражали свой нерв, свои эмоции, свои накопленные впечатления, — то это уже большая заслуга.

Фото ИА «Росбалт», Людмила Семенова

«Китайский» зал стоит увидеть тем, кто мало знает о культуре этой чрезвычайно интересной страны или знаком в основном с ее архаичными образцами. Ассимиляция восточного менталитета в абстрактном, лаконичном жанре в некоторых произведениях выглядит грамотно и, что самое главное, радует глаз. Конечно, не все работы удались. Но нужно учитывать, что в Китай традиции авангарда пришли позже, и восточные художники-экспериментаторы имеют гораздо более свежий глаз.

Фото ИА «Росбалт», Антонида Пашинина

«Наш» зал представляет собой символ хаоса и безрассудства юности. И в этом качестве экспозиция может быть состоятельна. Особенно внутри России такая выставка важна хотя бы как возможность для молодежи — сказать, а для государства — услышать.

Экспозиция «Китай — Россия» будет открыта для посещения до 22 апреля 2017 года.


Новый музей современного искусства на Васильевском острове в Санкт-Петербурге открылся в июне 2010 года. Он создан на основе частной коллекции Аслана Чехоева. В отличие от большинства частных коллекций собрание Чехоева строится не на локальном опыте и субъективных пристрастиях, а на понимании общей картины развития искусства нашего времени. Первые картины Чехоев приобрел много лет назад, еще будучи совсем молодым человеком. Затем, в период работы в Москве, а потом и в Санкт-Петербурге, сложились его представления о современном художественном процессе, уточнились коллекционерские приоритеты.

Личное знакомство с многими художниками — от живых классиков до молодежи, общение с ведущими искусствоведами и арт-критиками помогли сориентироваться в пространстве современного искусства. Произведения в коллекцию приобретаются в мастерских художников, в галереях, на аукционах, включая известные — лондонские Сотбис, Кристи, Макдугл.
 
По мере формирования коллекция переросла приватный масштаб. Два года назад был взят курс на открытие публичного музея. Под музей были отведены три этажа здания 1970-х годов XIX века рядом с метро Василеостровская. Затем пришла очередь строителей, архитекторов, дизайнеров. В результате получилось музейное пространство, оборудованное по последнему слову техники.

В музее выставлены произведения классиков нонконформистского искусства советского периода (Л.Кропивницкий, В.Немухин, Л.Мастеркова, О.Рабин, Д.Краснопевцев, В.Янкилевский, В.Пивоваров, М.Шварцман, Э.Штейнберг, М. Кулаков, О.Целков, В.Яковлев, А.Зверев и др.) и современное российское искусство (АЕС+Ф, Кулик, А. Осмоловский, Л. Ротарь, Д. Гутов, А. Беляев-Гинтовт, В. Пушницкий, Г. Майофис и др). Эта коллекция не дублирует, а дополняет другие музейные собрания города.


Людмила Семенова

О главных выставках, кинопоказах и театральных постановках читайте на сайте «Петербургский авангард».