Posted 24 августа 2017,, 16:50

Published 24 августа 2017,, 16:50

Modified 30 марта, 22:20

Updated 30 марта, 22:20

Пушкин не может конкурировать с Гнойным

24 августа 2017, 16:50
Школьники — о том, почему рэп-баттлы популярнее классической русской поэзии и как им помогает просмотр такого видео в жизни.

Рэп-баттл Oxxxymiron и Гнойного набрал в YouTube 19 млн просмотров. Ролик пользуется большой популярностью у молодежи. Школьники и выпускники рассказали корреспонденту петербургского портала «Пять углов» о том, почему они предпочитают рэп-баттлы классической поэзии, а кандидат педагогических наук Ирина Писаренко прокомментировала «Росбалту» результаты опросов.

Олеся, 18 лет, Челябинск:

«…Мне нравится версус тем, что оппоненты выплескивают всю злобу и агрессию друг на друга, выясняя отношения там, за экраном, а легче становится тебе. Потому что человек, может быть, высказал то, что хотел высказать ты. Интересно смотреть, как они будут словесно изворачиваться, чтобы унизить друг друга настолько, насколько это возможно».

Вика, 15 лет, Нижний Новгород:

«О боже, как же больно было проснуться рано утром и понять, что я пропустила тот момент, когда видео только выложили. Смотрели битву с подругой где-то по пути домой, ехали из другой области, наплевав, сколько там уйдет денег за трафик… Я люблю учиться, и увлечение баттлами не мешает мне ставить школьную программу в приоритет. Даже странно было видеть, как популярность видео напугала чиновников. Так-то глупо, если они за нас боятся. Хотя, скорее всего, боятся совсем не за нас».

Дарья, 17 лет, Вологда:

«Такая поэзия интереснее и понятнее подрастающему поколению, чем школьная программа, которая представлена в произведениях сложно, неразборчиво, да и попросту уже неактуальна. Часть молодежи просто хочет быть в тренде, кто-то устал от постоянного навязывания „книги — это важно, а вот список литературы на лето — все обязательно прочесть!“ Баттлы — это глоток свежего воздуха для нас. Я многое прочитала и из школьной литературы, мне интересно смотреть на поэзию тех лет — так же, как и на современную. А еще версус открывает сообществу новых МС, часто сильных и талантливых».

Полина, 14 лет, Курган:

«Баттл-площадки — это то место, где царит полная свобода слова, не сковывающая участников какими-либо рамками, дающая возможность выложиться по полной. „Версус“, „Слово“ — это мирный способ выяснения отношений среди медийных личностей. Оскорбил конкурента в социальной сети — ответь за свои слова не через суд или полицию, а выйди вот так, один на один и в то же время перед всеми. Слабо? Тогда и другим с тобой все понятно».

Другие комментарии школьников читайте здесь.

Доцент НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук Ирина Писаренко отмечает, что дети не воспринимают глубокие тексты, которые требуют умственного напряжения. Их больше привлекают короткие и легкие материалы, чем классическая поэзия:
«Ребенок развивается через подражание. Поэтому в окружающей среде много необычных, экстремальных развлечений, на которые он остро реагирует. Возникает фаст-культура — по аналогии с фаст-фудом, когда школьник хватает все, что выделяется, выходит за рамки. Потому что идея нарушения границ, несоблюдения правил его сильно увлекает. Глубокая культура в этом смысле не востребована — среднестатистический ребенок попросту ее не может освоить. Понятно, что Пушкин не может конкурировать с Гнойным или другими героями.
У детей сейчас очень мало легальных, продуктивных способов самореализации. Сами школьники говорят, что идентифицируют себя с тем героем, который унижает другого, хотят повысить самооценку, но не за счет выполнения общественно полезного действия, на что были ориентированы культура и воспитание в предыдущие годы. Они хотят повысить самооценку за счет унижения другого, получить над ним власть. И когда это происходит, они испытывают облегчение, потому что видят себя в этом герое-„победителе“. В некотором смысле эти „бои“ дают ребенку возможность выразить себя через третьих лиц. Происходит психологический сброс напряжения.
Поскольку культурные нормы сейчас размыты — дети дезориентированы. На них влияет среда. Реклама очень агрессивная, она построена на унижении. Система образования не успевает подстроиться под новый формат детей. Мы понимаем важность Пушкина, Лермонтова и Набокова, но тем не менее школа отстает от запросов ребенка. Во всяком случае не обрабатывает их, не говорит с учеником об этом как о части культуры. Не выводит его на критическое осмысление культурных инцидентов. Поэтому здесь мы видим комплекс факторов, с которыми должны работать семья, школа, государство».
Подробнее о нашумевшем рэп-баттле читайте здесь. О причинах популярности ролика - здесь.