Posted 18 сентября 2017,, 14:46

Published 18 сентября 2017,, 14:46

Modified 31 января, 16:50

Updated 31 января, 16:50

«Послание к человеку»: Впечатляющее начало

18 сентября 2017, 14:46
Кинофестиваль «Послание к человеку» в 27-й раз проходит в Северной столице, как и полагается, под аккомпанемент ливня.

Картина «Человек с киноаппаратом» была снята в 1929 году, а в 1931-м Вертов подарил копию обществу Filmiga, основанному Йорисом Ивенсом в Амстердаме. Именно эта копия была показана в Санкт-Петербурге на открытии кинофестиваля. Впервые зрителям представлена наиболее полная версия картины, отреставрированной в 2014 году голландским киноиститутом Eye, что не могло не порадовать даже профессионалов, знающих творчество Вертова наизусть.

Главная особенность восстановленной версии «Человек с киноаппаратом» — полноэкранный формат, при котором не режется изображение, до 30% которого ранее оставалось за кадром. Кроме того, фильм разделен на шесть главок — эта вариант, максимально близкий к авторском замыслу.

Второй раз увидеть картину Дзиги Вертова можно будет вечером 18 сентября, в кинотеатре «Родина». Однако там уже не будет гениального симфонического оркестра «Таврический», исполняющего музыку не менее гениального Мурада Кабардокова, известного по фильму «Франкофония» Сокурова. Кабардоков написал оркестровую пьесу специально для показа 70-минутного фильма «Человек с киноаппаратом» на открытии кинофестиваля в Санкт-Петербурге. Зато в «Родине» фильм покажут с пленки.

Впрочем, как сообщил режиссер Алексей Учитель на пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля, прошедшей 16 сентября в Петропавловской крепости, планируется выпустить студийную запись музыки Мурата Кабардокова на диске с фильмом. Это будет роскошный подарок киноманам.

Российская премьера восстановленного фильма Дзиги Вертова вошла в фестивальную спецпрограмму «Панорама.doc». В ней традиционно представлены наиболее яркие документальные работы, уже показанные на крупнейших международных кинофестивалях. В этом году среди них: «Сомнилоги» (Somniloques, реж. В.Паравель, Л.Кастен-Тейлор, 2016), «Без названия» (Untitled, реж. М.Главоггер, 2017), «Любители в космосе» (Amateurs in Space, реж. М.Кестнер, 2016), «Незначительный человек» (Insignificant Man, реж. Х.Ранка, В.Шукла), «Напалм» (Napalm, К.Ланцман, 2017), «Тетраграмматон» (Tetragrammaton, реж. К.Козинский, 2017).

Ведущими церемонии открытия кинофестиваля, состоявшейся 15 сентября на Дворцовой площади, стали Павел Прилучный и Агата Муцениеце. Собравшихся приветствовали исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Говорунов, президент кинофестиваля Алексей Учитель, а также председатель жюри Международного конкурса, режиссер с мировым именем Арутюн Хачатрян.

Почетный приз фестиваля за вклад в искусство кино, за мужество и точность в изображении истории XX века получил великий французский режиссер-документалист Клод Ланцман. Ему же было доверено сделать полуденный выстрел с Петропавловки на следующий день, 16 сентября. Ланцман представляет в Санкт-Петербурге свой новый фильм «Напалм».

«Его премьера состоялась в Каннах в этом году. Это — личная история, связанная с путешествием режиссера в Северную Корею. Для нас огромная честь принимать Клода Ланцмана и его новую картину», — рассказал директор конкурсных программ Алексей Медведев.

В рамках церемонии открытия большой концерт на Дворцовой площади дала группа Therr Maitz, одна из главных сенсаций в российской музыке за последние несколько лет. Основатель и лидер группы Антон Беляев — музыкант, композитор, продюсер, известный российским телезрителям по участию в проекте «Голос».

«Это — замечательная идея, полностью соответствующая духу нашего фестиваля: показ картины Дзиги Вертова в сопровождении оркестра „Таврический“ под руководством дирижера Михаил Голикова… Дух чего-то настоящего, истинного присутствовал на церемонии. Мы рады, что гениальный режиссер Клод Ланцман, которому в ноябре исполняется 93 года, смог приехать в Санкт-Петербург, чтобы пообщаться с коллегами и зрителями», — отметил на пресс-конференции Алексей Учитель.

Он добавил, что не так давно встречался с министром культуры Владимиром Мединским, который предложил перенести полностью фестиваль в Москву «Но мы делать этого не будем. Тем менее мы планируем более активно показывать в столице фильмы, вошедшие в фестивальные программы, и проводить встречи с режиссерами», — сообщил Учитель.

Кинопоказы «Послание к человеку» стартовали в субботу, 16 сентября, в кинотеатре «Великан Парк», где почти одновременно началась демонстрация фильма Международного конкурса «Шелковая кожа» канадского режиссера Дени Коте и картины известного финского режиссера Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды», которая вошла в спецпрограмму «Кино сверхреальности».

«Международный конкурс у нас устроен уникальным образом. В нем участвуют документальные полнометражные, короткометражные, анимационные и игровые фильмы. В каждой номинации определяется свой победитель, а гран-при получает режиссер, выбранный из победителей. Это — очень обаятельная идея, когда лучший из лучших выбирается по гамбургскому счету. Так что гран-при может получить любое произведение, любого формата», — рассказал Алексей Медведев.

Из представленных на смотр фильмов он особо отметил «Гармонию» режиссера Лиды Шейниной — главную полнометражную российскую картину в Международном конкурсе. Кроме того, Медведев выделил Кирстен Джонсон с ее «Кинооператором». «Это фильм про то, как проходят съемки: все забавные и трагические происшествия, все неувязки и накладки Кирстен Джонсон вместила в один фильм. Таким образом получился потрясающий портрет профессии», — пояснил директор конкурсных программ.

«Наш кинофестиваль — это такой массированный удар хорошего, необычного и альтернативного кино», — добавил он.

Арт-директор кинофестиваля «Послание к человеку» Андрей Плахов, в свою очередь, тоже выделил несколько спецпрограмм и картин. Например, ретроспектива «Революция. Призрак бродит по экрану». «„Падение династии Романовых“ 1927 года режиссера Эсфири Шуб — это пожалуй единственный фильм, который непосредственно связан с этим периодом российской истории. Дело в том, что революция продолжается все сто лет в различных формах, в различных странах, в различных культурах, приобретая самые экзотические формы. Поэтому очень интересно посмотреть на фильмы спецпрограммы с современных позиций», — пояснил он.

Вторая программа — независимое кино КНР «Китайские призраки». «В Китае киноиндустрия развивается в подцензурных условиях, и там не так просто снимать фильмы, посвященные острым социальным и политическим проблемам. Но китайские кинематографисты умудряются снимать независимое кино. В Поднебесной действительно существуют целая система независимого кинопроизводства, которая не получает никаких денег от государства. Тем не менее там появляются картины, показывающие жизнь во всем ее драматизме. И они регулярно попадают на международные кинофестивали», — рассказал арт-директор.

Андрей Плахов лично курирует программу «Кино свехреальности», в которую вошли десять прекрасных фильмов. Он особо отметил картины «Вестерн» немецкого режиссера Валески Гризебах, «120 ударов в минуту» Робена Кампийо, взявшего большой приз Канского фестиваля в этом году, и «По ту сторону надежды» финского режиссера Аки Каурисмяки, получившего приз на Берлинском кинофестивале.

«По ту сторону надежды» — фильм, в котором поднимается очень актуальная тема беженцев. О них сегодня очень много говорят и пишут. «По жанру и стилю эта картина напоминает какую-то сказку, может быть — шутку, но очень горькую шутку и печальную сказку. Каурисмяки пессимистичен, потому что понимает, куда катится современный мир. В то же время в нем есть свой стоический оптимизм, противодействующий падению мира в хаос. Человека в этом мире держит на плаву то, что мы называем словом „гуманизм“. Аки Каурисмяки — один из последних гуманистов в мировом кинематографе и один из последних романтиков», — уверен Андрей Плахов.

В рамках кинофестиваля в субботу, 16 сентября, член международного жюри, китайский режиссер Чжао Лян провел мастер класс в СПбГИКиТ, а в лектории Главного Штаба философ и культуролог, профессор Университета штата Флорида (США) Драган Куюнджич прочел лекцию «Ликвификация и ликвидация музея у Сокурова и Шнурова». День завершил показ фильма Куюнджича «В Питере — петь», представляющего собой остроумный диалог с лидером группировки «Ленинград» Сергеем Шнуровым.

По словам режиссера, одна из причин, по которой ему особенно хотелось снять фильм про Шнурова, это то, что он ощущал в поэзии этого петербургского артиста очень «серьезную, высокую жилу», которая не была раскрыта в других в фильмах и интервью.

Куюнджич уверен, что в его картине зрители увидели такого Шнурова, о существовании которого они даже не подозревали: думающего человека, заядлого читателя философской литературы, проницательного интерпретатора исторических событий. «Среди вас есть великий поэт и сильный обозреватель культурных явлений — причем с невероятным чувством юмора!» — заявил режиссер.

Как сообщалось, специально для участия в кинофестивале «Послание к человеку» в Санкт-Петербург приехал американский актер Эрик Робертс. В кинотеатре «Аврора» 20 сентября министр культуры РФ Владимир Мединский вручит артисту почетный приз фестиваля, после чего гостям церемонии будет показан фильм Андрея Кончаловского «Поезд-беглец», в котором Эрик Робертс сыграл одну из главных ролей.

В программах фестиваля — около 200 фильмов из 80 стран мира, а также лекции, выставки и мастер классы.

Новости культуры читайте на сайте «Петербургский авангард».