Posted 2 октября 2017,, 18:10

Published 2 октября 2017,, 18:10

Modified 30 марта, 21:59

Updated 30 марта, 21:59

Смертельный тренинг

2 октября 2017, 18:10
Впервые петербургские силовики ополчились против личностных тренингов. Американская система стоила свободы супругам. Группа поддержки не помогла.

Силовики нагрянули в бизнес-центр «XXI век» на Синопской набережной Петербурга, в воскресенье утром.

«Вошел ОМОН, всех забрали и погрузили в автобус, а это ни много ни мало 100 человек. При этом ничего конкретного не говорили, а тем, кто отказывался ехать, можно сказать, пригрозили административным штрафом за неповиновение полиции», — рассказал «Росбалту» один из очевидцев.

В следственных мероприятиях принимали участие сотрудники ФСБ и центра «Э» при ГУ МВД. Но интересовали их лишь несколько помещений — те, в которых располагается тренинговый центр «Зеора». На его странице в соцсети «ВКонтакте» сообщается, что организация была создана в 2002 году. Система тренингов, появившаяся в США больше века назад, неожиданно стала пользоваться спросом и в Петербурге, говорят источники «Росбалта», знакомые с ситуацией.

«На тренинги в „Зеору“ приходило много людей. Понятно, что часть из них постепенно отсеивалась, поскольку людям свойственна лень, и они просто переставали ходить. Но я слышал, что там были самые разные люди вплоть до главы компании, производящей майонез», — рассказал собеседник.

Сроки прохождения курсов различны. Так, лидерская программа длится около трех месяцев. Цены тоже разнятся — кто-то говорит о 10 тысячах, иные называют бо́льшую сумму.

Впрочем, отзывы о «Зеоре» — самые разные, в интернете же встречаются и крайне негативные. По словам критиков, на тренингах, в которых они принимали участие, занимались унижением людей. Другие же отмечают — благодаря курсам личностного роста они наконец начали верить в себя.

Летом 2014 года случилась беда. Одна из участниц тренинга Оксана покончила с собой. Причем сделала она это прямо на глазах у своего мужа и ребенка. Впоследствии родственники погибшей поведали СМИ, что девушка очень сильно изменилась после посещения курсов. Однако в возбуждении уголовного дела им было отказано. А три года спустя «Зеора» все же заинтересовала силовиков.

В следственные отделы в первый день октября были доставлены более ста человек — все они принимали участие в базовой программе «Лидерство».

Среди задержанных оказались и руководители «Зеоры» Виктор и Ольга Маркеловы. К вечеру Следственный комитет разразился пресс-релизом, из которого мало что было понятно.

«По данным следствия, подозреваемые, вступив в преступный сговор на создание и руководство общественным объединением, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами и иным причинением вреда их здоровью, 25 апреля 2012 года создали указанное объединение — социально ориентированную автономную некоммерческую организацию „Зеора“, осуществляющую деятельность на территории Санкт-Петербурга», — говорилось в сообщении СК.

Ведомство Александра Бастрыкина сослалось на заключение некого эксперта, который сделал вывод, что в тренингах, проводимых Маркеловыми, «присутствуют признаки осуществления психологического воздействия на человека, способного нанести вред здоровью». О погибшей в 2014 году девушке — ни слова. Хотя, насколько известно «Росбалту», именно это происшествие стало отправной точкой для следственных действий. Об этом свидетельствуют имеющиеся в материалах дела аудиозаписи, сделанные три года назад на тренингах. Кстати, там же есть строчка о том, что на курсах личностного роста используются методы, «не прошедшие апробацию».

Маркеловым предъявлено обвинение по статье 239 УК РФ (создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан). Материалы для избрания меры пресечения отправили в Фрунзенский районный суд. Где в понедельник фигурантов дела, помимо журналистов, ждала и группа поддержки. Один из них, плотный петербуржец Роман, пришедший в суд в футболке с изображением Мухаммеда Али, уверен в невиновности Маркеловых.

«Я проходил тренинг по избавлению от страхов в 2015 году. И никакого унижения, давления или чего-либо похожего там не было. Ну вы посмотрите на меня — видите, что на меня довольно трудно надавить», — сказал он в беседе с корреспондентом «Росбалта».

Маркелов появился на третьем этаже Фрунзенского суда вместе с сотрудником полиции — его рука была закована в наручник. Пресса кинулась к обвиняемому с вопросами, но тот, кажется, смутился от такого внимания. И даже переспросил у сопровождавшего его полицейского: «А мне что-то можно вообще говорить?»

Но потом все же заявил, что вины за собой он не видит: «Я имею все сертификаты и не понимаю, почему из-за профессиональной деятельности меня задержали и мою жену тоже».

По словам Маркелова, погибшая летом 2014 года Оксана была «в изумительном состоянии» — он видел ее за несколько часов до гибели.

«Она была довольная и с ребенком», — утверждает Маркелов.

О том же журналистам рассказала и его супруга, находившаяся к тому моменту в «аквариуме».

«Это случилось не после тренинга. Да, девушка действительно была в программе, но она также наверняка была в магазине. Или с таксистом. Или с мужем. Конечно, я сочувствую этой девушке и ее семье. Но даже несколько лет назад следователи нам говорили, что мы никак не причастны», — заявила Ольга Маркелова.

Когда женщина закончила речь, девушка из группы поддержки спросила у сотрудника полиции, стоявшего у клетки: «Можно ей воду дать?» Тот отрицательно покачал головой, что вызвало возмущение у сочувствующих: «Она же уже сутки без воды!»

Само заседание решили провести без прессы. Однако аргументы, которые использовал следователь, попросивший закрытых слушаний, все же стали известны. Оригинальными их не назовешь: обвиняемые могут скрыться от суда и следствия, оказать физическое и психологическое давление на свидетелей. И в конце неожиданное — «прошу избрать меру пресечения в виде домашнего ареста».

Защита Маркеловых просила в ходатайстве отказать. Но судья Павел Смирнов оказался на стороне силовиков. Первой под домашний арест отправили Ольгу. Она будет находиться в четырех стенах до 28 октября. Позднее домашний арест на тот же срок получил и Виктор.

К слову, накануне корреспондент «Росбалта» написал Маркелову в соцсети «ВКонтакте» с просьбой прокомментировать уголовное дело. Ответа не последовало. И, судя по всему, сообщение останется непрочитанным еще какое-то время. Маркеловым запретили пользоваться интернетом. О тренингах речи не было.

Илья Давлятчин