Posted 4 декабря 2017,, 15:50

Published 4 декабря 2017,, 15:50

Modified 31 января, 17:43

Updated 31 января, 17:43

Добраться до аптеки и выжить (фото)

4 декабря 2017, 15:50
Для инвалида настоящим квестом становится попытка не только добраться до магазина, но и просто выйти из дома. Корреспондент «Росбалта» проверил доступность районов Петербурга.

В Петербурге живут 626 тыс. человек с инвалидностью. Это примерно 12% городского населения. Власти и бизнес пытаются создавать равные условия для всех и как-то решать проблемы инвалидов. Но получается это не всегда. Вот и в этом году произошло множество скандальных историй.

В Северной столице мальчика в инвалидном кресле выгнали из кафе кинотеатра, другого ребенка не пустили на аттракционы. А в одной из городских школ скандал разгорелся в день знаний — ученика в инвалидном кресле не пустили в школу.

С похожими проблемами сталкиваются и в других регионах. В Москве незрячей девушке не дали пройти в ресторан в Останкинской башне. В Мурманске из кафе выгнали трех мам с детьми-инвалидами. Наконец, многих удивила негативная реакция интернет-пользователей на то, что представлять Россию на музыкальном конкурсе «Евровидение» будет певица с ограниченными физическими возможностями Юлия Самойлова.

«Росбалт» решил разобраться, с какими трудностями сталкиваются люди с ограниченными возможностями в условиях мегаполиса.

В России существует отдельный федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Он регулирует многие аспекты жизни людей с ограниченными возможностями здоровья: медико-социальные экспертизы, реабилитацию и абилитацию, медицинскую помощь, обеспечение инвалидов жильем, занятость, работу общественных организаций и многое другое. Однако на практике, как это бывает, закон работает не без укоров.

У самих инвалидов больше всего вопросов к статье 15 ФЗ -181 — той, что регулирует получение беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

Для инвалидов создан городской портал, на котором фиксируется доступность большинства социальных объектов. Так, объект может быть доступен, доступен частично или вовсе не доступен. Как пояснила «Росбалту» президент общественной организации «На коляске без барьеров» Юлия Яганова, этот сайт выдает информацию «сугубо механического характера».

«Понимаете, туалет в учреждении может быть по всем параметрам доступен: он оборудован, и двери широкие, и проход достаточный для проезда на коляске. Но зачастую его совмещают с комнатой для матерей, где стоит пеленальный стол, или вовсе устраивают из туалета хозяйственное помещение, что сводит все старания на „нет“. Еще одна частая проблема — кнопка тревожного вызова. Даже если она установлена, в большинстве случаев до нее невозможно дотянуться», — говорит Юлия Яганова.

На встрече общественных организаций с прокурорами активисты пожаловалась, что инвалиды не могут попасть в отделения надзорного ведомства. В ответ прокурор одного из районов заявил, что в историческом здании, которое они занимают, создать доступную среду невозможно. Причина — архитектурные особенности постройки. Однако, по словам прокурора, инвалид может нажать на кнопку вызова. Звонок идет прямиком в его кабинет, после чего выходят сотрудники и сами поднимают инвалида на нужный этаж.

Такое решение проблемы устроило далеко не всех участников встречи. По словам активистов, на практике они в лучшем случае ждут появления сотрудников получаса. В худшем кнопка может вообще не работать. Такое случается и в государственных, и в коммерческих учреждениях.

Коммерческие помещения инвалиды считают массово недоступными. Как бы бизнесмены ни старались создать необходимые условия, все равно что-то идет не так.

«Люди думают, что доступная среда — это очень просто, — жалуется Юлия Яганова. — Но это совсем не так. Вроде все необходимое оборудование есть, картинка сложилась. Но объект по-прежнему недоступен. Я считаю, что если не можешь сделать сам, как надо — пригласи специалиста. Он поможет установить необходимые элементы так, чтобы ими реально было пользоваться. К сожалению, этому совету следуют единицы».

Кажется, что самое простое — создать парковочные места для инвалидов. Расчерти на уже существующей парковке участки побольше, отметь знаком «для инвалидов» — и доступная среда для автомобилистов готова. Поскольку эта норма описана в законе довольно четко, практически на всех городских парковках 10% мест отведено для людей с ограничениями по здоровью. Однако активисты все равно недовольны.

«Когда я приезжаю на парковку супермаркета или большого торгового комплекса, проблем не возникает, — говорит автомобилист с ограниченными возможностями Игорь Ковтун. — Конечно, есть люди, которые без знака „инвалид“ занимают наши парковочные места. Их довольно много. Но на больших парковках пара свободных мест все же остается. Гораздо труднее припарковаться у поликлиники или другого социального учреждения, где всего 10 мест, одно из которых — для инвалидов. Его постоянно занимает кто-нибудь, кому невмоготу пройти лишние 50 метров».

Корреспондент «Росбалта» решил проверить доступность объектов в разных районах Петербурга. Для этого он посетил несколько отделений почты, банков, аптек, кафе и кинотеатров в Центральном, Василеостровском, Невском, Кировском и Московском районе. Ожидаемо, ни один район города нельзя назвать доступным для инвалидов. Пожалуй, лучше всего дела обстоят в Московском, Центральном и Василеостровском районах. А хуже всего — в Невском и Кировском.

Оказалось, что только одна сеть кинотеатров в Санкт-Петербурге заботится о комфорте инвалидов — посмотреть кино для людей с ограниченными возможностями представляется крайне сложной задачей. С общепитом ситуация еще хуже — в кафе и рестораны инвалиду попросту не зайти. В большинстве помещений слишком узкие проходы и нет никакой системы помощи на входе. Аптеки ожидаемо в большинстве своем обеспечивают беспрепятственный доступ для инвалидов, в некоторых случаях в помещениях даже установлена тактильная плитка. Но нашлись и такие, где на звонок для инвалидов никто не ответил.

Наиболее доступными показались отделения крупных банков, практически все они оборудованы пандусами. Почта также старается соответствовать минимальным требованиям по доступной среде.

Впрочем, сами активисты не раз подчеркивали, что часто доступную среду создают для галочки — чтобы отчитаться перед проверяющими органами. Нередка ситуация, когда подъемы слишком высокие, а пандусы чересчур широкие — коляска на них не въедет. По словам Юлии Ягановой, сегодня во многих организациях инвалидам не рады.

«Росбалт» рассказывал о ситуации, с которой столкнулся житель дома 27 на улице Турку. Инвалид Афганистана долгое время пытался добиться занижения порогов в подъезде своего дома. Каждый раз, чтобы выйти на улицу, Серапион Малания спускался вниз на лифте и полз весь оставшийся путь. Для этого ему приходилось надевать старые брюки, которые не жаль испортить. После огласки в СМИ ТСЖ изменило ситуацию — занизило пороги и установило спуск.

«Сделали хоть что-то. Правда, сделанное противоречит логике инженерной мысли. Это сильно беспокоит жителей подъезда. До первого снегопада районные власти пытались воздействовать на ТСЖ, чтобы конструкцию накрыли резиной. Резину постелили только позавчера. Но руки не знаю откуда растут», — заключил Малания. Но более-менее решена только проблема спуска из подъезда. С пандусом от лифта до двери вопрос не решили — чтобы спуститься по лестничному пролету и использовать откидной пандус, нужно просить помощи у двух человек. Завтра Малании предстоит ехать в соцслужбу. И он уже обратился за помощью к друзьям. Иначе пришлось бы снова ползти.

Получается, как бы ни старались чиновники, доступным Санкт-Петербург назвать никак нельзя. Сами инвалиды рады, что ответственные лица делают хоть что-то, чтобы решить их проблемы. Правда, зачастую это возможно только после привлечения СМИ и проверяющих органов.

Александра Полукеева

«Росбалт» представляет проект «Все включены!», призванный показать, что инвалидность — это проблема, которая касается каждого из нас. И нравственное состояние общества определяется тем, как оно относится к людям с особенностями в развитии.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.