Posted 25 июля 2018,, 12:15

Published 25 июля 2018,, 12:15

Modified 30 марта, 19:12

Updated 30 марта, 19:12

Памфилова выразила недоверие Петербургу

25 июля 2018, 12:15
Глава ЦИК в щепки разнесла работу петербургской избирательной комиссии. Попутно досталось ЗакСу и Смольному. Несогласным предложено уволиться, остальным — смириться.

В Петербурге смена главы Горизбиркома — уже привычное дело. После скандальных выборов 2014 года распрощались с Алексеем Пучниным. Тогда только возглавившая ЦИК Элла Памфилова заявила, что новому председателю Виктору Панкевичу достается тяжелое наследство. Спустя два с лишним года простились и с ним. «Как председатель он оказался никакой», — подвела итог Памфилова.

Был найден новый кандидат на расстрельнную должность — главный федеральный инспектор по Петербургу Виктор Миненко — «сильный, знающий, принципиальный, никем не ангажированный». Его включили в состав комиссии, осталось лишь утвердить на руководящую должность.

Процедура назначения председателя Горизбиркома проста. Из состава комиссии ЦИК выбирает подходящего человека и пишет рекомендацию. А затем в Петербурге проходит тайное голосование. В Горизбиркоме 14 человек, новый председатель должен получить как минимум восемь голосов коллег для официального назначения.

Ранее комиссия всегда следовала рекомендациям ЦИК. Но в этот раз семь членов взбунтовались. Собрались, написали Памфиловой письмо. «За последние шесть лет сложилась ситуация, при которой деятельность избирательной комиссии как коллегиального органа подменялась не гласной и не открытой работой ее аппарата под единоличным руководством председателя комиссии. Мы убеждены, что новым председателем может быть только человек, умеющий наладить взаимодействие со всеми участниками избирательного процесса, в том числе с партиями», — говорилось в обращении.

Как будто по случайному совпадению за гласность и открытость выступили члены Горизбиркома, близкие спикеру ЗакСа Вячеславу Макарову. Возможно, тот был не в восторге от кандидатуры Миненко. Так что половина комиссии потребовала от Памфиловой сначала — консультации с ними, а потом уже — назначения. Член ГИК Виктор Березин отметил, что по закону председателя можно выбрать когда угодно, спешки нет. Да и в теории стать главой может любой из 14 человек, не обязательно Миненко.

Но в ЦИК решили не тянуть. На ближайшее заседание был вынесен вопрос о выдвижении Миненко. Сам кандидат присутствовал по видеосвязи вместе с и. о. председателя Горизбиркома — Аллой Егоровой. Она тоже подписала письмо, о чем Памфилова не забыла. И дала ей возможность объясниться.

«Обращение было написано, следуя основным принципам избирательного права — коллегиальность, открытость, законность. Конечно, мы не могли прислушаться к мнению политических партий и не провести это совещание. Санкт-Петербург — непростой город, город с демократическими традициями. И, конечно, различны мнения партий по кандидатуре председателя», — заявила Егорова.

Но когда ее спросили, что это за обращения партий, то выяснилось: сами партии ничего не просили. За них выступили члены ГИК. В частности, Наргис Ахадова из «Единой России», Алексей Березин из «Партии Роста» и Николай Левшин из КПРФ.

«Мне отрадно слышать от вас слова о гласности, прозрачности. Замечательно просто. А когда вас комиссия назначала, вы так же гласно это обсуждали? Нас не ставили в известность, консультаций с нами никто не собирался проводить. Может, на вашем уровне гласно все проходило, да? Только почему-то ЦИК об этом не знает. А что касается председателя, то это наша квота, ЦИК», — отрезала Памфилова.

Стало понятно: никаких предварительных консультаций не будет. Их время ушло. Памфилова заявила, что к Горизбиркому всегда были серьезные претензии. Но когда глава ЦИК приезжала в Петербург и пыталась вызвать коллег на откровенный разговор, те молчали.

«Практически никто из вас ничего не сказал. Я там душу выкладывала, встречалась с партиями, наблюдателями, с вами. Для того чтобы как-то все проблемы вытащить, понять, в чем нужна помощь. Почему-то вы тогда все забыли о гласности и о прочих красивых вещах, о которых сейчас говорили. Вы ставили этот вопрос об неудовлетворительной работе, о том, что комиссия работает не должным образом? На той встрече я такого не слышала. Я в апреле приезжала для серьезного разговора и я его не получила. Я думала, что после этого члены комиссии, у которых есть совесть, напишут заявления и уйдут. Но нет. Вместо этого то, что мы сейчас имеем», — заявила Памфилова.

Она вспомнила, что Пучнину «предложили уйти» после «безобразий» в 2014 году, и это была инициатива ЦИК. Саму комиссию как будто все устраивало. То же самое повторилось и с Панкевичем. При нем в избирательной системе города остались те же «хронические проблемы и системные дефекты». Как оказалось, по итогам выборов президента ЦИК хотела признать работу Горизбиркома неудовлетворительной и выразить недоверие председателю. Был подготовлен документ. Правда, до его принятия дело так и не дошло.

«Панкевич ушел. А вы работаете. Я не знаю, что хуже: то, что петербургская комиссия в целом не контролировала ситуацию по многим аспектам или то, что она сама принимала участие в тех злоупотреблениях? И то плохо, и это плохо. Зачем тогда восемь человек у вас работает на штатной основе — четверо из них подписали это письмо. За что зарплату получаете? Почему вас нигде не было видно и не слышно?» — обратилась Памфилова к Горизбиркому.

Основная претензия ЦИК — Горизбирком годами не поддерживал коллег в стремлении навести порядок. Например, когда вышестоящая комиссия хотела пересчета голосов в Купчино на думских выборах в 2016 году, то петербургские коллеги фактически самоустранились от ситуации.

При этом в городе сложилась «какая-то параллельная система выборов». Особенно пугает ЦИК ситуация на муниципальном уровне. Горизбирком не контролирует нижестоящие комиссии: «Каждый начальник местного околотка в большей степени влияет на решения, чем сама комиссия. УИКи формируются таким образом, что экономически зависят от местных начальников и депутатов». Эту ситуацию в ЦИК сравнили с организованной преступной группой. Более того, в УИКах и ТИКах остались те же одиозные лица, их просто убрали с руководящих должностей.

Плохо Горизбирком справляется и основными обязанностями: не рассматривает жалобы по существу, вместо ответов посылает отписки. Информация о нарушениях не подвергается проверке. Люди годами не находят себя в списках избирателей, то есть регистрацию и учет ответственные лица тоже наладить не смогли.

Но чашу терпения ЦИК переполнила ситуация на выборах президента в марте этого года. Петербург «оказался единственным регионом, который фактически мог дискредитировать новацию «Мобильный избиратель». Потому что люди целыми домами оказались приписаны то к Дагестану, то к Ингушении, то к Чечне. Якобы кто-то за них написал заявление об изменении места голосования. По словам Памфиловой, «масштабная фальсификация» была предотвращена. Правда, конкретные виновные, инициаторы хитрой схемы названы не были. Но, по словам главы ЦИК, 84 главы избирательных комиссий из других регионов потом заявили, что не подадут Панкевичу руки.

«Почему вы считаете, что самые умные? Все 84 региона сработали четко, почему у вас такие безобразия, кто у вас такой умный? Что же вы тогда за комиссия, если вы в этом не участвовали? Вы процесс не контролируете. Чего вы сидите, чего зарплаты получаете?» — продолжала Памфилова.

Тут уже досталось всем. «По целому ряду аспектов неблаговидная роль и представителей ЗакСа. Максимальная претензия есть к замгубернатора Серову по этому поводу тоже. Но от вас никаких принципиальных предложений и замечаний как не было, так и нет», — заключила она.

В этой ситуации ЦИК решил назначить в комиссию человека, который «не ангажирован» и «не зависим от исполнительной или законодательной власти». За кандидатурой обратились к полпреду президента в СЗФО Александру Беглову. Тот предложил Миненко. Губернатор Георгий Полтавченко, по словам Памфиловой, занял нейтральную позицию и не вмешивался.

«Я была бы лично рада, если бы комиссию возглавил Сергей Цыпляев, Николай Конкин. И у вас в комиссии есть люди, которых я уважаю, например, Ольга Покровская. В нормальных ситуациях они бы могли справиться. Но у вас экстремальная ситуация. И нужен человек, который в такой ситуации не позволит ни законодательной, ни исполнительной власти вмешиваться в компетенцию работы комиссии. Мы свою кандидатуру представили, решение приняли. Голосуйте, как считаете нужным. Но никакой иной кандидатуры из состава нынешней комиссии мы не видим. Она не будет предложена, просто сразу скажу. Не проголосуете — дальше будем вести разговор и делать выводы», — подвела черту Памфилова.

Напоследок она пожелала успеха Миненко и заявила, что ЦИК не бросит его в этой ситуации. Кандидатуру бывшего инспектора в Москве поддержали единогласно. Но для утверждения в Петербурге потребуется смена точки зрения как минимум одного человека из протестного лагеря. Правда, вряд ли промакаровские члены ГИК решатся на настоящую конфронтацию после такого разноса. Им ясно дали понять, что ни консультаций, ни альтернатив предложено не будет.

Продолжение конфликта чревато слишком серьезными последствиями. Поэтому взбунтовавшиеся члены Горизбиркома наверняка решат, что голосование за Миненко никак не противоречит дорогим их сердцу принципам гласности, коллегиальности и открытости.

Софья Мохова