Posted 24 августа 2018,, 14:53

Published 24 августа 2018,, 14:53

Modified 30 марта, 18:56

Updated 30 марта, 18:56

Миллионы в конце тоннеля

24 августа 2018, 14:53
Новые обыски в петербургской подземке закончились уголовным делом о крупном мошенничестве и арестами. А пострадать могли пассажиры.

В коридоре петербургского суда происходила оживленная беседа.

«Вы же теперь звезда. Вас снимали на скрытую камеру», — обращался мужчина в костюме к своему собеседнику, на запястьях которого блестели наручники.

«Зачем?» — удивился тот.

«А чтобы показать, что следствие идет, работа делается»

«Ой, значит мне не надо делать пиар-компанию, я теперь известная личность», — восхитился обвиняемый.

Напротив них стояли двое оперативников в штатском и внимательно слушали беседу.

«А как у вас ужин? Макароны?»

«Ну нет, скорее на уровне эконом-класса в самолете. Причем в самолете такая еда вызывала изжогу, а тут нет. Вчера я даже кашку покушал», — рассказал мужчина в наручниках.

«Вы так к здоровой пище привыкнете», — пошутил мужчина в костюме.

«Ага. И к ортопедической кровати. И к невыключающемуся свету и храпу соседа», — рассмеялся обвиняемый.

В том, что мужчине в наручниках надо привыкать к новым условиям, сомневаться не приходилось. Его подозревают в совершении мошенничества, грозящего последствиями в виде 10 лет колонии. Уголовное дело касается одного из крупнейших предприятий Северной столицы — ГУП «Петербургский метрополитен».

Проблемы у городской подземки начались в 2014 году. В конце ноября Контрольно-счетная палата Петербурга сообщила о финансовых нарушениях на сумму 9,23 млрд рублей в деятельности ГУП. В частности, по мнению аудиторов, метрополитен использовал такую схему привлечения частных инвестиций для строительства надземных вестибюлей, в результате которой бюджет Петербурга недополучил миллиарды рублей.

Подземка не согласилась с результатами проверки КСП и оспорила их в Арбитражном суде. Тем не менее в январе 2015 года главный прокурор Северной столицы Сергей Литвиненко сообщил, что Следственный комитет проводит проверку в связи с выявленными нарушениями.

В феврале оперативники пришли с обысками в офис ГУПа, а также к нескольким сотрудникам метрополитена, в том числе к руководителю предприятия Владимиру Гарюгину. Следователей интересовал договор о строительстве наземного вестибюля станции «Адмиралтейская».

Тогдашний пресс-секретарь СК РФ Владимир Маркин живописал, как в квартирах обыскиваемых находили предметы и документы, имеющие отношение к реализации указанного инвестиционного договора, а также «крупные суммы денег в рублях и иностранной валюте». В самом метрополитене сообщили, что предоставили следствию все запрошенные правоохранителями документы о деятельности предприятия.

Тем не менее, через несколько дней в отношении Владимира Гарюгина было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). По версии следствия, в 2012 году Гарюгин причинил городу ущерб на 466 млн рублей при заключении инвестиционного договора о строительстве комплекса наземного вестибюля станции метрополитена «Адмиралтейская».

Шло время, но обвинение Гарюгину так и не предъявляли. В итоге в марте 2017 года уголовное дело против него было закрыто.

Уголовное дело вокруг «Петербургского метрополитена» происходило на фоне других не самых приятных новостей о предприятии. В подземке дорожали жетоны, при том, что сам ГУП продолжал работать в убыток. Новые станции долгое время не открывались, а их строительство сопровождалось постоянными скандалами. 6 марта 2018 года из-за задержек зарплаты строители метро объявили забастовку. А за несколько дней до этого Владимиру Гарюгину было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий. Речь вновь шла о злополучной станции «Адмиралтейская».

Впрочем, у Гарюгина нашлись заступники в высших эшелонах петербургской власти. Вице-губернатор Игорь Албин назвал его «профессионалом высочайшего класса», призвав не торопить события.

«Давайте жить по закону и уважать закон. Есть Конституция РФ — основной закон Российской Федерации, есть принцип презумпции невиновности. Вину можно установить только в судебном порядке. Давайте дождемся суда», — сказал Албин во время объезда на тот момент строящихся к ЧМ-2018 объектов.

А на днях стал известно об очередном деле, связанном с питерской подземкой. Утром 22 августа сотрудники ФСБ пришли с обысками в сам ГУП, а также офисы подрядных организаций и квартиры подозреваемых. В этот раз дело касалось мошенничества при работах в метро. По версии следствия, в декабре 2015 года был заключен контракт на модернизацию оборудования в метро. При этом поставщик использовал контрафактную продукцию по многократно завышенной цене. За работы метрополитен перечислил компании более 32 млн рублей.

В СК назвали имена подозреваемых: генеральный директор АО «МК Дизель-энерго» Алексей Лазарев и начальник службы материально-технического снабжения СПб ГУП «Петербургский метрополитен» Денис Руденко. Их заподозрили в мошенничестве в особо крупном размере. В ходе обыском по местам жительства были найдены 10 млн рублей.

Первым в здание Куйбышевского райсуда Петербурга привели Лазарева. Он, по данным «Росбалта», во время допросов не стал отпираться и вовсю сотрудничает со следствием. Потому и следствие к нему оказалось лояльно — просили избрать меру пресечения в виде залога, что бывает крайне редко в делах о крупном мошенничестве.

«Ходатайство следователя удовлетворить — избрать в отношении Лазарева меру пресечения виде залога в 2 млн рублей», — отозвался судья Андрей Дондик.

Следующим в зал завели Руденко. Следом зашли его родственники и редкие представители СМИ.

Прокурор с закрученными сверху волосами округлила глаза.

«А кто все эти люди?» — обратилась она к следователю. Тот пожал плечами.

Руденко привели без наручников, но вежливо попросили зайти в клетку, после чего затворили засов.

Из материалов дела, оглашенных следователем, следует, что топ-менеджеру подземки предъявлено обвинение в особо крупном мошенничестве. Показания против него дал собственник компании «Дизельзипсервис» Михаил Даниленко. Данная фирма изначально была держателем контракта.

«Руденко может предпринять меры воздействия на свидетелей и уничтожения доказательств, а также скрыться от органов следствия и суда. Он совершил преступление, одним из последствий которого явилось нанесение вреда устройствам, которые обеспечивают бесперебойное функционирование систем жизнеобеспечения специальных объектов метрополитена, назначением которого является обеспечение защиты населения в угрожаемый период», — монотонно читал следователь.

Это обстоятельство, по мнению СК, свидетельствует о крайне пренебрежительном отношении у обвиняемого к понятиям закона и правопорядка.

Сам обвиняемый был против своего заключения под стражу.

«Прошу изменить меру пресечения на домашний арест. У меня нет намерений запугивать кого-то или уничтожать материалы дела. Я буду вести себя как подобает», — пообещал он.

Судья Дондик, посовещавшись сам с собой, через 20 минут решил — выпускать Руденко нельзя.

Топ-менеджера петербургского метро арестовали на 1 месяц 4 суток — по 25 сентября. Его адвокаты отказались от каких-либо комментариев.

Илья Давлятчин