Posted 31 августа 2018,, 07:54

Published 31 августа 2018,, 07:54

Modified 31 января, 20:36

Updated 31 января, 20:36

Дмитрий Губин: Петербург — город открытых, но спрятанных мест

31 августа 2018, 07:54

В преддверии дня рождения писателя Сергея Довлатова, который петербуржцы будут отмечать 2 сентября, журналист, писатель, постоянный автор колонки в «Росбалте» и участник проекта «Квартирник» Дмитрий Губин рассказал об экскурсиях, которые проводит по довлатовским местам и не только.

«Отправляясь на прогулку по местам Довлатова — вдоль улицы Рубинштейна, заходя внутрь бесконечных дворов, мы пройдем и по следам героев Достоевского, да и самого Достоевского тоже. Эти персонажи пришли на смену обитателям так называемых Придворных слобод, где когда-то бывал Александр Пушкин — его родители жили на Свечном переулке, а на Загородном проспекте — Антон Дельвиг. А еще это маршрут Ахматовой: по улице Рубинштейна она шла к Лидии Чуковской, у которой убили мужа, минуя дом Берггольц, у которой в НКВД выбили сапогами из живота ребенка. Петербург — это гигантский палимпсест, переписанный слой за слоем холст. Город постоянно меняется, и мне очень интересно показывать, как он рос», — рассказал Дмитрий Губин, отметив, что чаще всего проводит экскурсии летом, когда капризная петербургская погода предоставляет такую возможность.

По словам писателя, практически весь привычный нам Петербург вырос в короткий промежуток между 1870-ми и 1910-ми годами, но со дворов видны швы и прежние контуры. «Питер — город с очень плотной внутренней упаковкой в отличие от Москвы, которая представляет собой систему резерваций. Северная столица — это город открытых, но спрятанных мест», — отметил он.

Дмитрий Губин сообщил, что никогда не водит своих слушателей на крыши, в подъезды или закрытые дворы. Хотя бывают ситуации, когда приходится бороться с произволом местных начальников. «Например, знаменитый Толстовский дом — между улицей Рубинштейна и Фонтанкой — был построен архитектором Федором Лидвалем как город в городе, поэтому внутри здания подъезды с одной стороны обладают четной нумерацией, а справа — нечетной, как дома на улицах. Зодчий считал, что в этом городе имеют право жить и богатые, и бедные. Проход через улицу-двор Толстовского дома должен быть свободным — с Рубинштейна на Фонтанку и обратно. К сожалению, в этом доме руководит ТСЖ дама, которая делает все, чтобы не пускать экскурсии. Однажды на нас даже набросились с кулаками. Закрытый Толстовский дом — это плевок на могилу его создателя», — уверен журналист.

Помимо открытий прошлого Петербурга, его дворы дарят возможность увидеть творчество современных уличных художников. Судьба граффити непостоянна, и чаще всего их закрашивают те же работники жилконтор, но рисунки появляются снова и снова. Видеосюжет с участием Дмитрия Губина об уличных художествах «петербургских варваров» можно посмотреть на сайте «Росбалта», а материал о пяти тайных дворах Литейного проспекта можно почитать здесь.

Дмитрия Губина многие знают по его работе ведущим программы «Времечко» и «Временно доступен» (в соавторстве Дмитрием Дибровым), а также как постоянного гостя «Эха Петербурга». Журналистскую работу Губин начал в ленинградском журнале «Аврора» и продолжил в перестроечном «Огоньке». Он много лет жил между Санкт-Петербургом и Москвой, работал в Лондоне на BBC World Service, а с 2017 года живет между Россией и Германией.

Глобальные вызовы, с которыми столкнулась в последние десятилетия человеческая цивилизация, заставляют общество все больше прислушиваться к мнению ученых, мыслителей, философов, деятелей общественных наук. Проект «Квартирник» представляет петербургских интеллектуалов, которые ищут объяснения проблемам XXI века.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.