Posted 7 октября 2018,, 07:56

Published 7 октября 2018,, 07:56

Modified 30 марта, 18:33

Updated 30 марта, 18:33

Алексей Ерофеев провел «Квартирник», посвященный «Непушкинскому Летнему саду»

7 октября 2018, 07:56

В пресс-центре «Росбалта» (Марсово поле, 3) прошел очередной «Квартирник» с участием известного петербургского краеведа Алексея Ерофеева. Он открыл сезон прогулок-лекций по Марсову полю в середине сентября, а в начале октября продолжил рассказ о знаменитых архитектурных и ландшафтных памятниках этого петербургского квартала рассказом «Непушкинский Летний сад».

Алексей Ерофеев начал с того, что многим петербуржцам не нравится Летний сад после глобальной реконструкции в начале нынешнего века. Между тем, детище Петра I неоднократно меняло свой облик. Петровский Летний сад был совершенно не похож на Летний сад Александра Пушкина.

Преобразования в этом парке происходили регулярно: там переставляли или убирали скульптуры — например, изваяние Венеры Таврической, которая сейчас находится в Эрмитаже, а до этого находилась в Таврическом саду, куда переехала из Летнего сада.

Людей возмущала эта «голая баба», как и многие другие скульптуры Летнего сада, которые доставлялись из Италии. Алексей Ерофеев особо остановился на истории скульптурной группы «Аллегория Ништадтского мира». В 1722 году ее изваял Пьетро Братта по заказу Петра Великого, который, к слову, не увидел изваяние, потому что его установили через год после смерти царя.

Монумент представляет собой две женские фигуры, одна из них попирает военную атрибутику, а другая держит над первой венок славы и ногой опирается на голову льва. Эта скульптурная композиция стала первым памятником победе в Северной войне. Сейчас это — единственная оригинальная скульптура в Летнем саду, потому что все остальные заменены на копии. Оригиналы помещены в Михайловский (Инженерный) замок.

В 1777 году петровский Летний сад фактически завершил свое существование. Потому что страшное наводнение разрушило все фонтаны парка, и их было решено не восстанавливать по решению Екатерины II. С этого момента началась эпоха пушкинского Летнего сада. При Пушкине, да и после него, сад тоже менялся. Одно из главных преобразований — установка порфировой вазы, подарка шведского короля Карла XIV императору Николаю I. Этой вазой Александр Сергеевич уже не мог любоваться, поскольку к тому времени погиб. Не мог он видеть также и памятника Ивану Крылову.

Инициатива установки этого монумента принадлежит Николаю I. Именно император указал точное место для памятника Крылову, которого создал Петр Клодт. Для того, чтобы установить бронзового баснописца, пришлось переставлять некоторые находившиеся там скульптуры. Таким образом в 1855 году памятник Крылова появился в Летнем саду.

Иван Андреевич очень любил этот сад, как и многие другие поэты. Памятник окружают персонажи басен Крылова — ворона, лисица, журавль, свинья, мартышка. Через несколько лет после установки фигура была огорожена решеткой. Дети очень полюбили памятник Дедушке Крылову, и именно они неосторожно сломали очки в руках у мартышки. Поэтому пришлось огородить изваяние решеткой.

Так что вандализм — явление вневременное, особо подчеркнул Алексей Ерофеев. Он отметил, что замена оригинальных скульптур на копии из мраморной крошки и полимеров, — необходимая мера защиты произведений искусства. Хотя при ближайшем рассмотрении видно, что копии значительно уступают оригиналам.

Глобальные вызовы, с которыми столкнулась в последние десятилетия человеческая цивилизация, заставляют общество все больше прислушиваться к мнению ученых, мыслителей, философов, деятелей общественных наук. Проект «Квартирник» представляет петербургских интеллектуалов, которые ищут объяснения проблемам XXI века.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.