Posted 13 октября 2018,, 07:58

Published 13 октября 2018,, 07:58

Modified 30 марта, 18:29

Updated 30 марта, 18:29

Андрей Столяров на «Квартирнике» рассказал, как работает национальная идея

13 октября 2018, 07:58

Писатель и культуролог Андрей Столяров 10 октября провел встречу в пресс-центре «Росбалта» (Марсово поле, 3) в рамках проекта «Квартирник». Собравшиеся обсудили тему «Национальная идея — последний шанс России».

Андрей Столяров начал с того, что напомнил о монгольском нашествии в тринадцатом веке. Благодаря своим завоеваниями, монголы создали самую крупную империю в истории человечества. Затем культуролог описал следующий исторический эпизод: в конце восемнадцатого века Франция находилась в жесточайшем кризисе. Только что закончилась Великая французская революция, страну охватил хаос, экономика была разрушена, царили нищета и террор.

Против Франции выступили сильнейшие европейские державы, что очень напоминает, по мнению культуролога, нынешнюю ситуацию с Россией. Ситуация казалось абсолютно безнадежной. Но французские войска победоносно прошлись по Европе. И когда во главе войск встал молодой Наполеон Бонапарт, Франция построила громаднейшую империю.

Третий эпизод: осень 1941 года, когда все западные политики предрекали крах Советского Союза в ближайшие дни. В то время немецкие войска захватили Европу и глубоко вторглись на территорию СССР. Но уже в 1945 году красный флаг сиял над Рейхстагом в Берлине.

Все эти эпизоды объединяет то, что в каждом из этих случаев работала национальная идея. Эта тема, по мнению Андрей Столярова, в современной России сейчас полностью дискредитирована. Создание объединяющей национальной идеи в нашей стране началось еще при Борисе Ельцине. Однако сейчас на любого, кто начинает рассуждать о национальной идее, смотрят как на идиота.

С точки зрения культуролога, национальная идея — это отнюдь не миф. Она является реальным историческим механизмом, который много раз проявлял себя в течение истории разных стран и народов. Главным критерием национальной идеи является пассионарность. То есть она всегда обладает высокой энергией, уверен Андрей Столяров.

Например, триаду графа Сергея Уварова «Самодержавие. Православие. Народность» (начало 1830-х годов) нельзя назвать национальной идеей, считает писатель. Ее скорее можно назвать государственной доктриной.

«Если посмотреть на историю в координатах пассионарности, то мы увидим, что национальная идея работает только в трех случаях. Во-первых, создание нации — она образуется и создает собственное суверенное государство. Во-вторых, спасение нации — она преодолевает угрозу в виде войны или социально-экономической катастрофы. В-третьих — преобразование нации, когда она вынуждена трансформироваться, чтобы соответствовать новой эпохе», — уверен культуролог.

Глобальные вызовы, с которыми столкнулась в последние десятилетия человеческая цивилизация, заставляют общество все больше прислушиваться к мнению ученых, мыслителей, философов, деятелей общественных наук. Проект «Квартирник» представляет петербургских интеллектуалов, которые ищут объяснения проблемам XXI века.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.