Posted 30 ноября 2018,, 21:15

Published 30 ноября 2018,, 21:15

Modified 31 января, 21:30

Updated 31 января, 21:30

Собака-выручака

30 ноября 2018, 21:15
Колясочнику Максиму Сорокину во всем помогает его овчарка Барт. Питомец умеет включать свет, открывать двери, поднимать вещи с пола, толкать инвалидное кресло.

Про собак-поводырей для слепых людей слышали многие. Но мало кто знает, что питомцы могут помогать людям с другими формами инвалидности. В том числе и тем, кто находится в инвалидном кресле. На Западе это направление обучения собак получило название «service dog» или «assistance dog». В России оно только зарождается. Один из пропагандистов этого движения — колясочник Максим Сорокин. Он на собственном примере показывает, как собака может помогать человеку с инвалидностью в повседневной жизни.

Максим — выпускник экономического факультета СПбГМТУ. Работает специалистом по интернет-продвижению. Уже 15 лет он передвигается на коляске. С тех пор, как у Максима появилась собака, все его хобби и увлечения связаны исключительно с питомцем.

Все началось с того, что Максим хотел завести собаку. Два с половиной года назад у него появилась немецкая овчарка Барт.

«Я приезжал в питомник три раза, прежде, чем купить щенка. Барт сразу привлек мое внимание. Он каждый раз подбегал и клал голову мне на кроссовки. Заводчица рассказывала, что Барт вообще никогда ни к кому из покупателей не подходил, хотя многие обращали на него внимание, так как он был самый большой щенок в помете. Тогда я понял, что точно беру этого щенка, — говорит Максим. — Выбор собаки-помощника очень сложен. Но у Барта отличный характер и психика. Он очень спокойный и уравновешенный, но, при этом любит работать. Так как собака породистая, имя у нее было соответствующее — Бекхер Фом Катерина Стольц, но на Бекхера он не очень охотно отзывался, поэтому я стал подбирать имя на «Б». На Барта он очень быстро начал реагировать. Так вот у нас все и сложилось».

Максим решил вырастить из Барта собаку-помощника. Чтобы обучить питомца, он исследовал заграничный опыт воспитания таких собак, общался с их иностранными владельцами и работал с профессиональными кинологами. К шести месяцам Барт знал уже все основные команды, но первые задачи собаки-помощника начал выполнять, когда ему исполнился год.

Барт знает огромное количество голосовых команд и следует указаниям жестами. Почти ежедневно он с хозяином совершает прогулки по 10-15 километров, во время которых по команде Максима начинает идти, ускоряется, замедляется, поворачивает или останавливается. При всем этом Барт отлично чувствует габариты коляски, и если нужно объехать какое-то препятствие, без труда с этим справляется, никого и ничего не задевая. Зимой Барт неоднократно вытягивал коляску из рыхлого снега.

Питомец научился помогать и в домашних делах. Он приносит вещи, поднимает то, что упало на пол, открывает и закрывает двери. А еще — умеет включать свет.

Максим не останавливается на достигнутом и продолжает учить Барта новым навыкам. Хозяин старается придумывать для питомца разные задания.

«Почти любую собаку можно научить очень многому, но в каждом случае ставятся свои задачи. Собака воспитывается именно для того человека, которому будет помогать. Кому-то нужен помощник в бытовых мелочах: открывать и закрывать двери, ящики, приносить и подавать вещи, поднимать с пола упавшие предметы, включать-выключать свет, помогать одеваться и раздеваться, при необходимости позвать на помощь. Ведь есть люди, для которых предмет, упавший на пол, уже проблема, а обученная собака с радостью будет каждый раз его подавать», — отмечает Максим.

Максим решил поделиться своим опытом с теми, кто в этом нуждается. Для этого он создал группу в соцсети «ВКонтакте» «Собака-помощник (service dog)». Вскоре к проекту присоединились единомышленники, среди которых по большей части — кинологи, заводчики и ветеринарные врачи. Правда, пока в городе очень мало дрессировочных площадок и залов, которые оборудованы для людей с инвалидностью. А те, что приспособлены для посетителей с ограниченными возможностями, находятся в неудобных местах — до них на коляске не добраться.

Помимо «Service dog», на Западе давно существует еще одно направление обучения четвероногих помощников — это собаки медицинской тревоги «Medical Alert Service Dog». Они чувствуют физиологические изменения в организме своего хозяина и предупреждают о приближении проблемы (обмороки, наступление диабетической комы, приступы эпилепсии). Четвероногий друг «сообщает» хозяину о приближающемся приступе, поэтому у него есть время заранее принять меры.

Еще одно направление — «Psychiatric Service Dog» — эти собаки помогают людям с аутизмом, паническими атаками и другими заболеваниями.

Доказано, что собаки по запаху могут распознавать даже раковые заболевания. К большому сожалению Максима, о данных направлениях в России известно еще меньше, чем о «Service dog».

«В нашей стране пока совсем не развита тема собак-помощников, несмотря на то, что есть люди, которым такие собаки нужны и те, кто готов заняться подготовкой питомцев, — констатирует Максим. — Мы сейчас только в самом начале пути, но готовы идти дальше и развивать тему собак-помощников для людей с различными физическими ограничениями в России. Я призываю к тому, что воспитание такой собаки — нужно, возможно и полезно. И это наглядно показывает мой случай».

Екатерина Кузьменко

Видео о Максиме и Барте смотрите здесь.

«Росбалт» представляет проект «Все включены!», призванный показать, что инвалидность — это проблема, которая касается каждого из нас. И нравственное состояние общества определяется тем, как оно относится к людям с особенностями в развитии.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.