Posted 18 декабря 2018,, 10:35

Published 18 декабря 2018,, 10:35

Modified 30 марта, 17:54

Updated 30 марта, 17:54

«У нас стало модным не любить свое»

18 декабря 2018, 10:35
Россияне по-прежнему не умеют пить. Благородным напиткам многие предпочитают водку, а отечественному вину — зарубежное. Что же выбрать на Новый год?

Считанные дни остаются до Нового года. Как и всегда, для многих россиян главная проблема — чем же украсить праздничный стол? Оливье, сельдь под шубой, бутерброды с икрой (не всем по карману) — это понятно. А что с алкогольными напитками? Что пить, чтобы не было мучительно стыдно и голова не болела? «Росбалт» спросил у экспертов — участников Голицынского фестиваля в Петербурге. И выяснил: наши граждане не любят отечественные напитки.

«Я буду говорить прямо. Наш ритейл знает, что русское вино хуже чем испанское. Вино такого же качества будет продаваться на 150 рублей дороже», — говорит глава винодельческого проекта «Дом Захарьиных» Валерий Захарьин.

Основная проблема сегодня состоит в том, что с качественными винами на полках розничных магазинов соседствуют продукты, которые вообще сложно назвать вином. Поэтому еще в октябре Роскачество и Минпромторг начали всероссийскую проверку качества этого напитка в торговых точках. Эксперты выбрали для оценки 300 российских вин стоимостью от 200 до 1 тыс. рублей из Крыма и Севастополя, Краснодарского края и Ростовской области. Результаты исследования станут основой «Винного гида России» — создаваемого Роскачеством регулярного каталога качественных вин российского производства с подробными характеристиками каждого продукта.

Как отмечал министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, одна из задач веерного исследования — устранить дефицит информации и потребительского доверия к российскому виноделию.

По мнению совладелицы ООО «Завод марочных вин «Коктебель» Елены Якубчик, основной проблемой на сегодняшний день является неправильное формирование потребительского вкуса.

«Цена и качество — это главное, что нам нужно обсуждать с сетями. И сети не всегда это понимают. Когда мы приходим в сеть и говорим: «Вот этот товар столько стоит», слышим в ответ: «Все, кошмар, катастрофа»! После этого мы идем навстречу сетям, начинаем падать в цене, и вот это — проблема, которая в конечном счете отражается на покупателях. А как формировать вкус покупателя, если есть сети, которые говорят: «Вот ценник — и ни выше, ни ниже?» Это проблема, ее надо решать», — считает Якубчик.

Директор департамента маркетинга ФТС «Карусель» Сергей Павлов в свою очередь отмечает, что особой проблемы в настоящий момент нет.

«Заменить сознание потребителя по чьему-то желанию невозможно. Нужно просто пройти определенный путь. Все должно развиваться поступательно», — подчеркивает он.

Российские власти говорят, что в настоящий момент прилагаются все усилия, чтобы развивать виноделие. По данным Минсельхоза, на этот счет есть конкретное поручение правительства. Понемногу российская продукция выходит на международный рынок, утверждает винный эксперт Вячеслав Меркулов.

«Мы на сегодняшний день нашли два рынка, куда мы очень плотно интегрируемся. Первый рынок — это рынок Гонконга, где достаточно высокий уровень потребления вина (порядка 40 литров на человека в год). И второй рынок, который мы видим, — это Германия. Там особенно заинтересовались российской продукцией немецкие русскоязычные сети», — отмечает он.

Собеседник «Росбалта» в одной из винодельческих компаний сетует, что в России по-прежнему нет культуры питья алкоголя.

«До сих пор мы не избавились от этой традиции, когда люди покупают спиртные напитки не чтобы ими наслаждаться, а чтобы попросту напиться. От того на рынке по-прежнему присутствуют так называемые винные напитки или винные газированные напитки. Стоят они, конечно, дешевле, но ни о каком хорошем качестве речи, конечно, не идет», — отмечает источник агентства.

По его словам, вполне хорошее отечественное вино для новогоднего стола можно найти и по цене 250 рублей за бутылку. Что касается шампанского, то, по данным Роскачества, в этой же ценовой категории можно найти не самое плохое игристое. Но оно постепенно начинает теряться на прилавках — среди все тех же игристых винных напитков (самый популярный бренд уже продается в объеме более 80 млн бутылок в год). Но к классическому шампанскому они не имеют никакого отношения — в такой бутылке может содержаться до 50% виноматериала, остальное — вода, ароматизаторы и красители. Цена — от 150 рублей и даже ниже.

Кстати, не стоит пугаться и таких напитков, как портвейн. По мнению Елены Якубчик, дурную славу он приобрел во многом благодаря советской власти: «Это был такой маркетинговый ход. До этого портвейн пили только царские семьи, аристократия. Но внезапно все советские граждане получили этот напиток. И теперь нам приходится невероятные усилия прилагать, чтобы объяснить покупателю, насколько это сложный продукт и как трудоемко его производство».

На бутылке с вином обязательно должен быть указан и год сбора винограда, и производитель, и сорта винограда. Если же в составе указаны виноматериалы — это значит, что внутри нечто больше похожее на «компот».

Никита Кочетов