Posted 6 марта 2019,, 19:37

Published 6 марта 2019,, 19:37

Modified 31 января, 22:15

Updated 31 января, 22:15

Туристам в Петербурге будет негде ночевать

6 марта 2019, 19:37
Закон, запрещающий хостелы в жилых домах, убьет весь белый бизнес и оставит черный. О конкуренции в сфере мини-отелей также можно забыть.
Депутаты приняли документ с формулировкой «Жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг». Запрет коснется мини-отелей по всей России. Но понятно, что сильнее всего пострадают такие туристические города, как Петербург. Почти все хостелы в Северной столице находятся в бывших коммуналках или обычных квартирах. Если президент подпишет закон, все они будут вынуждены закрыться или работать нелегально.
Придать такому помещению статус нежилого при этом крайне сложно: хостел либо должен находиться на первом этаже и иметь отдельный вход, либо под ним также должны располагаться нежилые помещения. Сторонники нового закона говорят, что местным жителям мешает шум и мусор от постояльцев гостиниц. Противники, в свою очередь, указывают на то, что депутаты фактически убивают малый бизнес и лишают россиян возможности путешествовать.
Ирина Иванова, депутат Законодательного собрания Петербурга (КПРФ):

«Я считаю, что это крайне неправильный шаг. Закон о запрете гостиниц в жилых домах лежал в Госдуме с 2015 года, и зачем его принимать сейчас, я просто не понимаю. Мы заявляем о поддержке малого предпринимательства, но одновременно пытаемся все уничтожить и заставить людей уйти в тень и не платить налоги. Только в Петербурге 4,5 тыс. так называемых мини-отелей. Этим людям сначала разрешили вести бизнес, они участвовали в программе расселения коммуналок, вкладывали свои деньги в ремонт помещений и даже изъявляли желание пройти процедуру сертификации.

Но теперь принимается такой безапелляционный документ, который устанавливает полный запрет на отели в жилых домах. И малый бизнес может просто сказать: „С нас хватит“. Но 4,5 тыс. отелей — это не только налоги, но и рабочие места. Примерно 20 тыс.человек останутся без работы. Куда вы отправите этих людей? Причем в тот период, когда реальные доходы населения продолжают падать.
Мини-отели располагаются в жилых домах постоянно, это общемировая практика. Российские туристы зачастую не могут позволить себе номера даже в трехзвездочных гостиницах, не говорят уж четырех или пяти звездах. Они действительно очень дорогие, особенно в Петербурге. Получается, что с принятием такого закона жители других городов России просто не смогут приехать к нам. О каком развитии туризма и увеличении турпотока может в таком случае идти речь? Проблема касается не только Петербурга, но и других направлений в нашей стране, в том числе Крыма».
Денис Четырбок, депутат Законодательного собрания Петербурга («Единая Россия»):

«В парламент неоднократно поступали жалобы на хостелы в жилых домах, которые были организованы без учета мнения жителей. Проблема в основном касается центральных районов Петербурга. Мини-отели часто создают в больших квартирах в бывших доходных домах. В таком случае увеличивается нагрузка на общедомовое имущество. Это в первую очередь касается вывоза мусора, так как обычные контейнеры во дворах просто для такого объема отходов не приспособлены. Также местные жители жалуются на шум. Поэтому столь жесткая формулировка нового закона призвана обеспечить удобство жильцов.

С другой стороны, известны и случаи удачного соседства, когда владельцам хостелов удавалось договориться с владельцами квартир в доме. Нередко у хостелов бывает отдельный вход, или же их хозяева делают ремонт за свой счет во всей парадной. Так что мы в Петербурге будем следить за тем, подпишет ли президент данный закон, а потом будем думать над тем, как его можно будет применить в регионах. Не хочется рубить сплеча. Возможно, удастся выработать какую-то юридическую формулировку, которая позволит сохранить хостелы в тех местах, где они никому не мешают».
Дмитрий Маркевич, владелец Chickadee hostel и Polosaty hostel:

Фото из личного архива Дмитрия Маркевича

«Со времени начала обсуждения закона всё уже было сказано, и не раз. В принятой формулировке этот документ убьет весь белый бизнес и оставит черный. То есть те задачи, которые декларировали авторы закона выполнены не будут, но тысячи рабочих мест исчезнут. Мы пока не знаем, как сами будем действовать, так как не видели окончательной формулировки. Кому выгодны такие перемены, можно только гадать, но для нас это не важно. Важны последствия. Да, некоторые хостелы мешают жильцам, а некоторые наоборот — улучшают место, куда они приходят, дружат с соседями и следят за чистотой. Но проще запретить сразу все, чем разбираться в том, кто хороший, а кто плохой».
Сергей Сорокин, основатель Soul Kitchen Hostel:

«Как гражданин, я отношусь к этому закону положительно. Если бы в моем доме вдруг появился какой-то хостел, я бы напрягся. Потому что очень часто владельцы заведений не думают о том, чтобы улучшить пространство вокруг, а просто эксплуатируют помещение и пытаются получить побольше прибыли. Но как бизнесмен, я однозначно против. Так как в результате все „серые“ хостелы, в которых живут гастарбайтеры, будут работать нелегально, как и раньше. А вот легальный бизнес пострадает. Проверкам сразу подвергнутся именно те отели, которые ничего о себе не скрывают, выкладывают информацию на сайтах и в соцсетях.

Наш хостел находится на втором этаже жилого дома, поэтому гости проделывают максимально короткий путь по парадной. Мы установили камеры видеонаблюдения, выгнали всех бомжей, сделали ремонт и вообще следим за порядком. В результате жильцы только нам „спасибо“ сказали. Сейчас рынок хостелов в Петербурге находится в неплохом состоянии. Конечно, ему есть куда развиваться. Когда в нашем хостеле все забронировано, я могу порекомендовать знакомым от силы пять мест действительно европейского уровня. Но все держится на конкуренции. В Петербурге около 80% хостелов находятся в жилых домах, то есть теперь они под угрозой закрытия. А оставшиеся больше не будут иметь мотивации для улучшения качества. Они просто взвинтят цены на свои услуги так, что многим они станут не по карману».
Софья Мохова