Страсть поцелуя и терзания плоти (фото)

Они сливаются воедино в картинах Фриды Кало. Художница создавала свою реальность, в которой была обнажена и беззащитна.


Фрагмент картины Фриды Кало © Фото предоставлено организаторами выставки.

В Музее Фаберже на набережной Фонтанки, 21, до 19 мая проходит выставка «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний». Экспозиция вошла в серию выставок самых знаменитых и влиятельных художников XX века, организованной Музеем Фаберже.

Фото ИА «Росбалт»

 

Выставочный проект дает петербуржцам возможность увидеть произведения самой знаменитой супружеской пары в искусстве прошлого века, в которой оба — и культурный революционер Ривера, тяготеющий к эпическому и идеологическому жанрам, и страстная, болезненная натура Кало, изливающая в живописи свои глубокие душевные порывы, — были самодостаточными, хоть и очень разными мастерами.

Фото ИА «Росбалт»

 

Кроме того, выставка проникнута ярким и пряным духом их родины — Мексики. Образ Фриды, ее знаменитая цветочная корона, так хорошо известные в массовом искусстве, олицетворяет мексиканское солнце и такие же горячие нравы.

Фото предоставлено организаторами выставки

 

Встречает посетителей авторская инсталляция в форме руки от дизайнеров компании «Айра», олицетворяющая экспрессивный стиль Фриды Кало. Ладонь открыта в сторону гостей, символизируя приветствие и открытость.

Фото ИА «Росбалт»

 

Ретроспектива состоит из более 90 работ Кало и Риверы, разных лет и направлений, включая живопись, рисунок и литографию. Основой являются экспонаты из собрания Музея Долорес Ольмедо, где находится крупнейшая в мире коллекция живописи художников.

Фото предоставлено организаторами выставки

 

Также здесь показаны работы из частных собраний Европы и Латинской Америки, из собрания внука Диего Риверы — Хуана Коронеля Риверы, из галереи «Арвил» в Мехико. Сопровождают выставку фотографии и документальные фильмы, посвященные жизни и искусству Риверы и Кало.

Фото ИА «Росбалт»

 

Ранние работы Фриды Кало (художница родилась в 1907 году в пригороде Койоакан и в юности обучалась медицине в «Препаратории» — Национальной подготовительной школе) были близки портретному искусству эпохи Ренессанса, но уже тогда в них был дух традиций народов доколумбовой Америки.

Фото ИА «Росбалт»

 

Расцвет ее творчества начался именно с первой встречи с будущим мужем, который с 1921 по 1923 год работал в Подготовительной школе над росписью «Созидание». Она показала ему свои работы, в которых заключалась «ее собственная реальность», омраченная тяжелыми недугами — с детства художница страдала полиомиелитом, а позже получила травмы в аварии.

Фото ИА «Росбалт»

 

Со временем ее искусство становилось все более близким болезненному сюрреализму. На выставке представлены ее полные драматизма работы — «Сломанная колонна», «Автопортрет с обезьянкой», «Больница Генри Форда», посвященные не только собственной судьбе, но и испытаниям, которые выпадают на долю множества женщин.

Фото ИА «Росбалт»

 

Диего Ривера, известный в нашей стране не только как художник, но и как политический деятель социалистического толка, родился в 1886 году в Гуанахуато и принял осознанное решение стать художником раньше, чем его будущая супруга.

Фото предоставлено организаторами выставки

 

Уже в 1896 году он брал уроки рисования и живописи в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико. С 1907 по 1921 год он жил в Европе, учился в Академии художеств в Мадриде, жил и работал в Париже, Италии, Бельгии, Нидерландах и Великобритании.

Фото предоставлено организаторами выставки

 

На его творчество оказало влияние общение с художественной элитой Европы, в том числе — с Пабло Пикассо и Альфонсо Рейесом. Он был одновременно приверженцем классического европейского изобразительного искусства, которое изучал также по стенным росписям XIV—XVI веков, авангарда и традиционных мексиканских жанров и стилей.

Фото ИА «Росбалт»

 

С 1920-х годов Ривера был одной из центральных фигур мексиканской школы монументальной живописи, расписывал общественные здания и создавал фрески малой формы. Излюбленной темой мастера были сюжеты из фольклора, верований и обычаев его народа, а также безусловно — революционное движение в стране. На выставке в Музее Фаберже можно проследить разные периоды творческого пути Риверы: от постимпрессионизма и реализма — до кубизма.

Фото предоставлено организаторами выставки

 

В центральной части экспозиции работы обоих супругов встречаются, и можно увидеть их необычную гармонию, основанную на соперничестве в искусстве и беспокойной, мятежной страсти. Их союз не был примером взаимного умиротворения и душевного комфорта, однако разрушительные эмоции явно были источником вдохновения в творчестве.

Фото предоставлено организаторами выставки

 

Ключевые сведения из жизни Диего Риверы и Фриды Кало можно узнать из статей Катарины Лопаткиной, Хельги Пригниц-Пода и Рафаэля Коронеля Риверы в иллюстрированном каталоге. Также в экспозицию вошли фотографии и видеодокументы из частных собраний и музеев, из семейного архива, и многие из них представляют собой отдельные произведения искусства.

Фото предоставлено организаторами выставки

 

В том числе — работы отца Фриды, фотографа Гильермо Кало, снимки Жизель Фройд, запечатлевшие настоящую летопись жизни художницы в течение двух лет, работы выдающегося американского фотографа Николаса Мьюрея, друга, доверенного лица и возлюбленного Кало на протяжении 1930-1940-х годов.

Фото предоставлено организаторами выставки

 

Представлена также эксклюзивная переписка Фриды и Диего из собрания коллекционера любовных писем Анн-Мари Спрингер (Швейцария), и в этих документах запечатлена противоречивая и бурная совместная жизнь художников. Она однажды прерывалась из-за их постоянных ссор и разногласий — в 1939 году супруги расстались, однако через год пара воссоединилась. Кроме творчества, их объединяли идеологические взгляды.

Фото предоставлено организаторами выставки

 

Организация выставки указывает на то, что главной движущей силой искусства Фриды Кало и Диего Риверы была взаимная страсть и любовь к своему народу, а не политика и мода на эпатаж.

Фото предоставлено организаторами выставки

 

Людмила Семенова


Ранее на тему Выходные в Петербурге: Парфенов, Франкенштейн и Фрида Кало

Более 90 произведений Фриды Кало и Диего Риверы покажут в Петербурге