Posted 2 мая 2019,, 14:41

Published 2 мая 2019,, 14:41

Modified 30 марта, 16:56

Updated 30 марта, 16:56

Золотой закат цивилизации инков

2 мая 2019, 14:41
Государственный Этнографический музей дарит возможность увидеть экспонаты Музея золота Перу — памятные знаки одной из самых загадочных древних цивилизаций.

Государственный Этнографический музей дарит своим посетителям уникальную возможность увидеть всемирно известные экспонаты из фондов Музея золота Перу — памятные знаки одной из самых загадочных древних цивилизаций в истории мира. Здесь можно будет окунуться в одновременно страшный и прекрасный мир империи инков и их предков, приблизиться к их представлениям о Боге, Власти и Вечности, которые легли в основу и заглавие выставки.

Для инков золото означало власть не в смысле возможности продавать и покупать — через него можно было связаться с божественными силами и потусторонним миром. Испанцы, которые охотились за золотом ради обогащения, уничтожили их империю. Огромное и могущественное государство доколумбовой Америки с архаическим управлением не смогло противостоять военным технологиям Старого Света.

Образ золота инков связан с самыми грандиозными мифами XVI века. Золото издревле отождествлялось с такими благами, как вечность, власть, богатство. Поиски таинственных сокровищ, преодоления препятствий и сражения на этом пути привели к глобальным переменам в мировом устройстве. Исторически сложилось так, что золото было самым притягательным для человека драгоценным материалом с незапамятных времен и одним из первых металлов, наряду с медью, которые человек стал использовать и обрабатывать. До текущей эпохи его считали наиболее надежным активом, так как оно не было подвержено коррозии и уничтожению. Поначалу золото находили при промывке речного песка, однако в 2000 году до нашей эры в Египте уже добывали золото в шахтах.

Сакральное значение золота у инков было связано с их понятиями о божественном миропорядке. Когда-то оно имело мистический ореол и в европейских культурах, но к XVI веку его практически вытеснили новые, материалистические представления.

Из материалов экспозиции можно узнать, что ювелиры империи инков виртуозно владели ремеслом обработки золота и серебра. Они ковали, расплющивали и сгибали тонкие листы специальными молоточками на камнях-наковаленках. Как и в Европе, в Новом Свете существовала технология золотого литья методом «потерянного воска» — расплавленный металл заполнял форму, из которой при нагревании вытекал воск. Модель предмета лепили из мягкого воска, а затем создавали его золотую копию. Позолоту мастера в Древней Америке наносили двумя способами — покрывали медное или серебряное изделие тонким слоем золотой фольги или, что чаще, вытравливали медь и серебро из сплава металлов с помощью кислоты при высокой температуре, оставляя на поверхности только золото, которое не вступало в химические реакции.

Слово «тумбага», которым был назван медно-золотой сплав, испанцы заимствовали не у инков, а из малайского языка. При больших пропорциях золота предметы из тумбаги внешне неотличимы от золотых. Но при большом преобладании меди вес изделия выдает подделку. В Центральных Андах на золото не скупились, в отличие от мастеров из Колумбии. Железо древним американским культурам не было знакомо, в том числе метеоритное. Это показывают недавние исследования, согласно которым все предметы из железа, бывшие в использовании у индейцев Северной Америки в XIX и даже XVIII веках, сделаны из металла европейского происхождения.

Научная часть выставки рассказывает о предметах быта и способах распространения информации у инков. Данные о количестве людей и важных в обиходе предметов — скота, продуктов, тканей, — зашифровывались в связках разноцветных шнурков с узелками, которые назывались кипу. Считывать с них точные сведения ученые пока не могут.

Музей золота Перу привез в Петербург такие украшения, как ушные подвески в стиле Фриас, названном по местности в верховьях реки Пьюры на севере побережья Перу. Погребения, где хранились драгоценности, были открыты случайно — из-за дождей, размывших грунт. Увы, большая часть этих уникальных находок была разграблена и переплавлена, и лишь три перуанских музея сейчас хранят в своих коллекциях предметы стиля Фриас — кроме Музея золота, это Провинциальный музей Пьюры и Музей археологии в Лиме.

Посетители музея узнают и о такой мрачной стороне культуры инков, как человеческие жертвоприношения. В Центральных Андах практиковалось жестокое и публичное насилие, а у ацтеков существовал истинный культ смерти. Сосуды, ткани и стены древних храмов сохранили изображения богов, держащих в руках трофейные головы пленников или совершающих казнь.

На выставке представлены ритуальные ножи туми с изящным декором и страшной функцией — отделение головы от тела. Они фигурируют в многих перуанских культурах — паракас, ламбайеке и других.

В рамках жертвоприношений создавались ритуальные захоронения, в которых было найдено много золотых и серебряных фигурок людей, лам и альпак — животных, игравших важную роль в хозяйстве и традициях инков. Именно они составляют большинство предметов, хранящихся на сегодняшний день в музейных собраниях.

Для обряда встречи правителя с божеством на Празднике Солнца у инков использовался ритуал распития чичи — похожего на пиво слабоалкогольного напитка (более воинственные племена использовали вместо нее жертвенную кровь). Верховный Инка протягивал руку с кубком в сторону, где восходило солнце, словно предлагая разделить трапезу. Для этого использовались деревянные расписные кубки с изображениями сценок из жизни народа, а также кубки из золота. Чаши, которых касался Инка, считались священными и ими не мог пользоваться никто другой. В культуре ламбайеке высшая знать пила чичу из золотых кубков, окрашенных киноварью, при погребальных и поминальных ритуалах.

Экспонаты, представленные в Этнографическом музее, впечатляют гармоничностью и пропорциональностью, изяществом форм и богатой цветовой палитрой. Смысл столь древнего искусства до сих пор не до конца изучен и понят, поэтому каждому зрителю предоставляется возможность сделать это на свой лад.

Посетить выставку «Золото Империи инков. Бог. Власть. Вечность. 2000 лет великой цивилизации» можно до 1 августа. Подробности — на официальном сайте выставки.

Людмила Семенова