Posted 8 мая 2019,, 14:39

Published 8 мая 2019,, 14:39

Modified 31 января, 22:46

Updated 31 января, 22:46

Полицейский Первомай еще не завершен?

8 мая 2019, 14:39
Судя по всему, основные последствия разгона первомайского шествия еще впереди, и в долгосрочной перспективе эффект может оказаться прямо противоположным тому, на который рассчитывают власти.

Опытные участники уличных акций сходятся на том, что 1 мая 2019 года в Петербурге произошло нечто беспрецедентное. Сначала мирное шествие жестоко разогнали (подробно об этом читайте здесь). Потом целый ряд СМИ начал самую настоящую травлю демократической оппозиции и ее лидеров. В итоге с момента «Первомая с полицейскими дубинками» прошла уже неделя, но вопросов о причинах разгона демонстрации и о том, как дальше будут развиваться события, становится все больше.

Итоги

Колонна объединенных демократов была фактически раздавлена силовиками. Ряд СМИ, многие их которых связывают с фабрикой «троллей», объясняют столь «нестандартный подход» к демонстрантам поведением самих демонстрантов.

В частности, они начали обвинять депутата Законодательного собрания Петербурга Максима Резника в попытке срыва первомайских мероприятий. Согласно их, скажем так, альтернативной хронике событий, парламентарий выкрикивал лозунги и провоцировал полицию. После этого правоохранительные органы задержали депутата и несколько десятков людей. Резника, обладающего депутатской неприкосновенностью, отпустили, остальных оставили дожидаться решения суда.

Любопытно, что поведение политика на шествии они называют «странным» и объясняют его употреблением запрещенных веществ. Уже вечером 1 мая было обнародовано видео, где парламентарий курит самокрутку, стоя на балконе. Что в ней находится — неясно, но журналисты, предположительно связанные с Пригожиным, убеждены, что это самые настоящие наркотики. Также, по утверждению данных СМИ, Резник, уехавший на несколько дней в Прагу, «сбежал туда от наркоскандала».

По словам самого парламентария, он занимается общественно-политической деятельностью уже почти двадцать пять лет, и в городе найдется не так много людей, которые участвовали в организации большего числа митингов, чем он. Однако ничего подобного по степени мерзости, лицемерия и жестокости он до этого не видел. Об этом Резник сообщил корреспонденту «Росбалта» по телефону из Праги.

«Как я вел себя — можете посмотреть на видео. Особенно в тот момент, когда меня задерживают. Все руководители нашей колонны пытались избежать насилия», — отметил он.

Резник уверен, что созданным на пустом месте «наркоскандалом» пытаются отвлечь внимание общественности от того, что действительно произошло 1 мая в Петербурге.

«Я сейчас тоже стою и курю, пока разговариваю с вами. Просто я люблю хороший табачок. Но это никакого отношения к делу не имеет. Пригожинские СМИ пытаются изобразить, что в городе нет проблем, кроме одной — Резник что-то курит на балконе. И от этого все беды. Вы ведь и сами отлично понимаете, что мне мстят за Беглова», — добавил парламентарий.

Официальных оценок событий 1 мая со стороны Смольного до сих пор так и не появилось. Если не считать, конечно, небольшого текста на сайте Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности. В нем также вся вина за «первомайский беспредел» возлагается на оппозиционеров.

«Для стабилизации ситуации полиции пришлось задержать нескольких зачинщиков, но особо активным удалось избежать задержания благодаря изворотливости и своему особому „депутатскому статусу“. И теперь поддавшиеся на провокацию граждане могут провести майские праздники в заключении, в то время как основные организаторы беспорядков продолжат свою „работу“», — сказано в пресс-релизе.

Особенно удалась концовка материала:

«Остановившаяся толпа помешала петербуржцам и гостям города попасть на Московский вокзал. Многие люди опоздали на поезда. В социальных сетях многие пользователи уже „благодарят“ провокаторов за испорченный праздник».

Однако уполномоченный по правам человека в Петербурге Александр Шишлов придерживается противоположной точки зрения. Он подчеркивает, что перед началом шествия у его участников изымались отдельные плакаты и флаги. Тех, кто не соглашался отдать их добровольно, на мероприятие не пускали.

«По многочисленным свидетельствам, задержания с применением силы проводились безосновательно и без предупреждения, не были вызваны нарушением общественного порядка или невыполнением законных требований сотрудников полиции», — отмечает Шишлов в официальном заявлении.

Согласованное первомайское шествие, по мнению омбудсмена, было фактически разогнано. Он расценивает это как грубое нарушение прав человека, гарантированных Конституцией.

«Такие действия накануне начала избирательных кампаний по выборам губернатора Санкт-Петербурга и депутатов муниципальных советов неизбежно вызывают вопросы о способности и желании власти слушать и уважать мнение жителей города, о готовности к диалогу», — добавляет Шишлов.

Последствия

Действия властей на демонстрации вызывают недоумение у многих. Зачем вообще нужно было разгонять демократов? Почему им не дали спокойно пройти, как тем же коммунистам?

Руководитель петербургского отделения «Справедливой России» Марина Шишкина отмечает, что ходит на первомайские демонстрации уже много лет, но никогда не видела применения силы. По ее мнению, столь жесткие действия защитников правопорядка связаны с предстоящими выборами губернатора города.

«Видимо, у тех, кто готовит выборы, настолько странная картина мира. Они считают, что нужно взять и зачистить любое, как им кажется, иное проявление воли. Ведь там изымались плакаты против „Единой России“, фактически, против монополии власти», — считает она.

По наблюдениям Шишкиной, вину за произошедшее на первомайском шествии никто не берет — ни Смольный, ни полиция. Однако вне зависимости от того, кто стоит за разгоном демонстрантов, на рейтинге Беглова он отразится отрицательно.

«Я думаю, что причиной разгона шествия стали страх, неуверенность и неумение строить коммуникацию с людьми, мыслящими иначе, и с оппонентами, которые не поддерживают твою точку зрения и, возможно, являются критиками существующего политического мироустройства. Но с ними необходимо выстраивать контакт. И тогда все разрешается по-другому. Если катать всех катком, эффект будет кратковременным. В долгосрочной перспективе стоит ждать обратного результата», — убеждена Шишкина.

Не исключено, что «обратный результат» не заставит себя долго ждать. 7 мая стало известно, что Президентский Совет по правам человека (СПЧ) готовит запросы о разгоне шествия в органы власти. Заявление петербургского омбудсмена поддержали 12 членов СПЧ — правда, еще двое высказали альтернативные мнения.

Также до сих пор в судах продолжаются рассмотрения дел демонстрантов, и каждое из них также может стать частью общего процесса «обратного результата».

Среди задержанных оказался Вадим Сафонов, помощник депутата Законодательного собрания Петербурга Михаила Амосова. По его словам, весь судебный процесс производил весьма странное впечатление.

«Судья отклонила практически все ходатайства защиты, которые могли позволить рассмотреть дело по существу. Фактически я был лишен возможности аргументировать свою позицию и предъявить какие-либо доказательства в противовес тем обвинениям, которые были против меня выдвинуты», — отмечает он.

В итоге Невский районный суд привлек Сафонова к административной ответственности и назначил ему штраф в размере 20 тыс. рублей. Похожие суммы должны будут заплатить и большинство других задержанных. А вот оппозиционерам Алексею Пивоварову и Александру Шуршеву и вовсе назначили по 10 суток административного ареста. Причем видео фееричного задержания Шуршева, которое провел полицейский-ниндзя, вызвало в сети настоящий фурор.

Не ослабевает и гражданская активность по поводу разгона шествия. Организаторы марша «Свободному Петербургу — свободные выборы», градозащитники и участники «Зеленой коалиции» обратились в прокуратуру и Следственный комитет. Они просят привлечь силовиков к уголовной ответственности.

Кроме того, город накрыла волна одиночных пикетов. 5 мая возле здания городского правительства состоялась акция протеста сторонников Навального против «беспредела», допущенного Смольным. 7 мая и 8 мая с аналогичными лозунгами на Невский вышли представители арт-группы «Русь Свободная», «Бессрочного протеста», Левого фронта и «Зеленой коалиции». Причем в воскресенье в очередной раз не обошлось без задержаний.

Так что стоит предположить, что основные последствия разгона первомайского шествия еще впереди. Но уже сейчас можно сказать, что такого праздника «Весны и труда» в Петербурге еще не было.

Дмитрий Глебов