Posted 19 мая 2019,, 16:07

Published 19 мая 2019,, 16:07

Modified 31 января, 22:51

Updated 31 января, 22:51

«Ночь музеев»: элементы питерского космоса

19 мая 2019, 16:07
В Северной столице прошла «Ночь музеев» — больше всего посетителей было в Ботаническом саду, Артиллерийском музее и на студии «Ленфильм».

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм».

Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра. Город на Неве и так растворяет в своей красоте все плохое, делая из химер обычных обитателей коммунальных квартир — порой даже вполне очаровательных. Но в «Ночь музеев» северная Венеция увлекает в свой омут настолько глубоко, что трудно предугадать, чем это может закончиться… Хотя нет ничего страшного, когда ночи светлы и непродолжительны!

Грозные «Тополя» и очередь в субтропики

Более 13 тысяч гостей пришли в Артиллерийский музей неподалеку от Петропавловской крепости. Там проходили экскурсии, раскрывающие секреты превращения железа в сталь клинка, а олова и меди – в оружейный металл. Под открытым небом развернулись военно-исторические лагеря от эпохи Древнего Рима и до войны в Афганистане. Всю ночь работали выставки образцов вооружения разных стран и эпох, проходили реконструкции сражений. Был открыт внутренний двор, обычно закрытый для гостей — там стоят «Тополи», грозное оружие двадцать первого века.


Ботанический сад имени Петра Великого на Петроградской стороне за ночь посетили более 15 тысяч человек. Очередь растянулась по улице Попова. Желающим предлагалось два маршрута, и выбрать можно было только один. Несмотря на то, что внутрь пропускали только маленькими группами, оранжереи были наполнены людьми. Теснота прогулки под стеклянной крышей компенсировалась музыкой в исполнении двух оркестров снаружи. Для посетителей были открыты субтропики — четыре оранжереи, посвященные царству растений из Австралии, Новой Зеландии, Америки, Азии и Африки.

В Ботаническом саду также проходили увлекательные квесты по экспозициям открытого грунта и мастер-классы для всей семьи. Детей развлекали фокусники, выдувающие гигантские мыльные пузыри.



Сэлфи с белым медведем

На входе в Музей Арктики и Антарктики (улица Марата, 24А) каждому посетителю выдавали стикер с номером и предлагали наклеить на соответствующее место в панно. Это коллективный пазл — к концу ночи должно было получиться северное сияние.

В музее были открыты все экспозиции. Особой популярностью пользовалось чучело белого медведя, с которым то и дело сэлфились гости. Поэтому мордочка у мишки слегка «повытерлась» — будто бы он побрился. Но своего очарования этот герой снежных пустошей не потерял. Кроме него в музее представлены личные вещи полярников и северных жителей, чучела животных, приборы, одежда макеты кораблей и техники, а также самый настоящий самолет, парящий над выставочным пространством.

Почти все активности в музее были связаны в эту ночь с культурой народов севера – чукчей и эскимосов. Их представители пели, танцевали, рассказывали о своей истории и учили детей создавать традиционные повязки на голову. На выставке декоративно-прикладного искусства Чукотского автономного округа все экспонаты можно было потрогать руками. Посетители поражались, сколько всего, оказывается, можно сделать из кости моржа или кита. Все очень красиво, но животных все-таки жалко.


В основном зале представлена серия медиа-картин. Запечатленные на них загадочные существа и невиданные растения ожили благодаря анимации, которая транслировалась на полотна проекторами. Смотреть на них можно бесконечно — как на гипножабу мультфильма «Футурама». И вообще казалось, что многие представители глубинной живности — это ее родственники.


В другом помещении любой желающий мог надеть пуанты и встать в первую или пятую позицию у станка в зеркальной комнате Анны Павловой. Для неподготовленного человека сделать это зачастую оказывалось сложно. Там же были представлены и другие вещи, напоминающие о легендарной балерине. Эта экспозиция неслучайна — пространство Arts Square Gallery находится в здании, где жила Павлова.

Посетителям рассказали о творчестве деятелей русской культуры, нашедших там упокоение. Мим-мечтатель дарил подарки, состоялся поэтический open-air, а также игра «В поисках потерянных элементов». Можно было побывать на могилах людей, сыгравших важную роль в жизни Пушкина, и послушать увлекательный рассказ экскурсовода. А для того, чтобы не было слишком страшно, играл квартет флейтистов.

Неподалеку от Некрополя, который входит в состав Музея городской скульптуры, находится Новый выставочный зал того же музея. Там тема поэзии и великого Пушкина продолжилась экспозицией «Пушкинград». Она демонстрирует, как скульпторы и художники-графики воплощали образ гения русской литературы. На выставке можно было влиться в экскурсию, принять участие в мастер-классе по актерскому мастерству, переняв опыт вживания в произведения скульптуры. Попробовать себя в качестве художника на мастер-классе по смешиванию цвета в технике флюид-арт (абстрактная живопись жидким акрилом) или посмотреть спектакль-пантомиму «О скульптуре».

Рогатый транспорт

Об эволюции городского электрического транспорта можно было узнать в посвященном ему городском музее (Средний проспект Васильевского острова, 77). Экскурсия началась с поездки на трамвае 1933 года выпуска — этот «рогатый транспорт» дьявольски трясется и угрожающе скрипит. Если сидячих мест не осталось, то обязательно надо ухватиться за что-нибудь, иначе велик шанс упасть на пол. Кстати, пол в этом трамвае тоже непростой – деревянный и с рейками, чтобы стекали грязь, вода и мокрый снег. Водитель – а в то время на этой должности работали в основном женщины – переходил из одного вагона в другой, когда трамвай подъезжал к конечной остановке. Как в песне «Земфиры» он двигался в то время не по кругу, а «от края до края».

Самый древний экспонат в музее – это предок трамвая, конка, запряженная лошадьми. Она была медленной и неповоротливой, как и подобает «динозавру». При движении на мост лошадиных сил не хватало, и в конку впрягали, а затем распрягали, дополнительное животное. Любопытно, что в первых трамваях главным лицом был кондуктор. Водитель просто отвечал за движение, а вот кондуктор следил, чтобы в салоне никто не плевал и не мусорил – в то время это было огромным новшеством. Кондуктор же взимал с пассажиров плату – разную, в зависимости от того, в какой зоне транспорта они хотели разместиться. Да-да, в дореволюционных трамваях можно было поехать «первым классом».


У каждого трамвая было свое народное имя. К примеру, по улицам Ленинграда в разное время ходили «Брешки», «Американки», «Слоны» и «Стиляги». Последний из упомянутых «рогатых» появился в 1957 году. В нем уже не было реек на полу, который стали покрывать искусственным каучуком, поэтому тонкие каблуки, вошедшие в то время в моду, ломались не так часто, как могли бы. А еще, как доподлинно установил корреспондент «Петербургского авангарда» именно в этом трамвае были самые комфортные и мягкие сиденья – не чета дореволюционным или современным.

Продолжение рассказа еще о пяти музеях и больше фотографий — на сайте «Петербургский авангард».