Posted 13 июня 2019,, 15:12

Published 13 июня 2019,, 15:12

Modified 30 марта, 16:38

Updated 30 марта, 16:38

Искусствовед Дмитрий Северюхин раскрыл секрет, как понять современное искусство

13 июня 2019, 15:12

В последнее время появляется все больше музеев современного искусства. Однако чаще всего их посетители, глядя на экспонаты, не понимают, в чем же здесь заключается «искусство». Например, почему картина «Девятый вал» Айвазовского — это одна из величайших картин в истории, понятно без дополнительных разъяснений. А в чем «суть» красной линии на белом фоне, неясно, пожалуй, для почти всех, кроме самого автора. Для того, чтобы это понять, нужно обратиться к истокам возникновения искусства живописи как такого. Об этом на «Квартирнике» в пресс-центре «Росбалта» заявил искусствовед Дмитрий Северюхин.

«Сегодня люди, которые интересуются искусством, испытывают порой разочарование, потому что засилье авангардных форм, не очень читаемых и не очень понятных, вызывает у людей раздражение. Человек пришел на выставку получить положительные эмоции, а он ничего не может понять: что происходит, что изображено, как на это смотреть», — рассказал Северюхин.

По мнению эксперта, чтобы преодолеть разочарование, которое распространено в нашем обществе, нужно вернуться к корням искусства и понять откуда оно взялось.

«Искусство зародилось в эпоху палеолита, именно в это время появляются наскальные рисунки. С эти времен в искусстве соединялись две тенденции. Первая- это природоподражение. Это слово придумал Аристотель, считавший, что идеалом художественного выражения является следование за природой. Вторая же тенденция — символ», — поведал искусствовед.

Природоподражательная тенденция, по словам Северюхина, совершенствовалась по мере развития знаний об анатомии, свете, красках и т. д. А вот символическое начало «торжествует» в искусстве сакральном, символическом. Например, в религии. Именно произведения искусства, которые изображают различные символы, порой и не понятны людям. Однако это происходит скорее от того, что человек не знает, что означает тот или иной символ, так как он не распространен в обществе.

«Символ — это когда в данном обществе, в данную эпоху, в данное время мы о „чем-то договорились“. Например, нацистская свастика, красная звезда или серп и молот. Видя эти изображения, человек сразу понимает о чем речь», — заключил Северюхин.

Видео "Квартирника" можно посмотреть здесь.

Глобальные вызовы, с которыми столкнулась в последние десятилетия человеческая цивилизация, заставляют общество все больше прислушиваться к мнению ученых, мыслителей, философов, деятелей общественных наук. Проект «Квартирник» представляет петербургских интеллектуалов, которые ищут объяснения проблемам XXI века.