Posted 20 июня 2019,, 06:32

Published 20 июня 2019,, 06:32

Modified 31 января, 23:07

Updated 31 января, 23:07

Принципиально новое метро Петербурга

20 июня 2019, 06:32
Депо «Южное» — это демонстрация достижений петербургской подземки и ее партнеров

Посетить инновационный форум пассажирского транспорта SmartTRANSPORT — все равно, что заглянуть в будущее. Здесь демонстрируются новинки, которые порой выглядят как декорации из фантастических фильмов. Между тем вскоре многие из них станут частью нашей повседневной жизни.

Основные мероприятия «Умного транспорта» проходят в «Экспофоруме», однако некоторые из них были организованы за пределами основной площадки. В том числе, для участников форума был организован технический визит в депо «Южное», которое является одним из самых современных в России.

По большому счету, оно демонстрирует достижения петербургской подземки и ее партнеров. Прежде всего поражают масштабы — территория, которую занимает депо, составляет 36 гектаров. Здесь расположены 39 объектов, общая площадь которых — 61 тыс. квадратных метров. То есть это даже не депо, а практически целый город. Делегация форума передвигалась по его «улицам» на автобусе — преодолеть такие расстояния пешком было бы затруднительно.

Экскурсию по электродепо «Южное» вел его начальник — Андрей Лазарев. К удивлению многих, он сразу оговорился, что техническое оснащение вверенного ему объекта нельзя назвать самым инновационным, но при этом по имеющемуся оборудованию оно стоит в одном ряду с лучшими столичными депо. Главное отличие от московского метрополитена заключается в специализации техники под определенные цели.

«У нас можно поучиться подходу к организации работы. В депо не должно быть переизбытка оборудования, но и недостатка быть не должно. Конечно, в „Южном“ есть и новшества. Например, наша окрасочная камера никогда не применялась ни в Петербурге, ни в Москве. Есть оборудование, которое ранее использовалось только на железных дорогах — для метрополитена его специально подстраивали под существующие нормативы», — отметил Лазарев.

В инфраструктуре электродепо «Южное» важное место занимает цех обточки колесных пар, оснащенный высокопроизводительным станком HEGENSCHEIDT MFD U2000-100R. Можно сказать, что здесь осуществляется «шиномонтаж» поездов. Для обточки колесные пары раньше требовалось снимать. Но немецкий аппарат позволяет обойтись без этой процедуры. Также он поможет серьезно сэкономить время. В среднем в метрополитене на обточку уходит от сорока минут до часа, в депо «Южное» — всего 20 минут.

Особой гордостью нового депо называют ремонтный корпус. В состав его технологической линии входит оборудование, разработанное российскими производителями. Работа линии позволяет оптимизировать затраты на ремонт за счет автоматизации процесса. То есть ремонт приобретает здесь поточный характер. Пропускная способность линии позволяет «ставить на колеса» до 10 вагонов в месяц.

Как отметил директор «Южного», самое главное, к чему стремились его создатели — максимально уйти от человеческого фактора, когда работники могут произвольно решать — выполнять им определенные задачи или нет.

«Было закуплено большое количество оборудования, которое подразумевает минимальное участие человека. Оператор просто нажимает кнопку, и появляется заключение — можно ли использовать объект в подвижном составе. Если он не годен — разбираемся дальше», — рассказал Лазарев.

Во время экскурсии особое внимание гостей обратили на то, что в метрополитене повышенное внимание уделяется чистоте. Согласно существующим нормативам, раз в четыре дня каждый вагон должен «принять душ». В депо «Южное» с этой задачей будет справляться моечная машина Rainbow Ultima Twin от компании Tammermatic. Устройство позволяет произвести наружную очистку восьмивагонного состава за 30 минут. Отработанная вода проходит фильтрацию и вновь подается на мойку. Она используется максимальное количество раз, а когда становится непригодной для технических нужд — поступает в очистные сооружения.

«У нас в Новосибирске моечная машина стационарная. Та, что представлена здесь, может передвигаться вдоль состава и благодаря этому становятся доступны отдельные загрязненные места. Это существенный плюс, потому что, к сожалению, в наших условиях прокатывать вагоны взад-вперед неудобно», — оценил новинку заместитель начальника службы подвижного состава по ремонту Новосибирского метрополитена Вадим Мироманов

При этом Мироманов посетовал, что далеко не все, что представлено в депо «Южное» может быть легко заимствовано Новосибирским метрополитеном. В первую очередь обновиться старым депо мешают их масштабы — они создавались в другое время, когда применялись иные стандарты.

Среди участников технического визита были и представители Инновационно-промышленного кластера «Метрополитены и железнодорожная техника», с которым подземка Северной столицы плотно сотрудничает на протяжении многих лет.

Пять лет назад члены кластера скооперировались и создали первый реальный совместный проект — контактно-аккумуляторный электровоз. Как можно судить по названию, контактно-аккумуляторные электровозы имеют два способа питания — от контактного рельса и от аккумуляторных батарей, установленных в салоне электровоза. Таких электровозов в «Петербургском метрополитене» несколько, и они успешно справляются со своими задачами. Сегодня идет речь о поставках в другие метрополитены России и страны СНГ.

«Еще один пример работы кластера — это станционные двери, установленные на станциях „Беговая“ и „Новокрестовская“. Они помогут избежать трагических ситуаций, например, когда неуправляемая толпа спускается в метро после футбольного матча. О технических преимуществах такой новинки можно рассказывать долго, была проведена сложная инженерная работа», — рассказал исполнительный директор кластера «Метрополитены и железнодорожная техника» Николай Хаустов

По его словам, основная задача кластера — быть полезным для входящих в него предприятий. Это особенно важно в современных условиях, когда перед представителями отрасли стоит ряд серьезных преград, в том числе и законодательных.

«Я работаю в промышленности, в реальном секторе экономики уже 25 лет. Долгое время был генеральным директором крупного машиностроительного предприятия. Недавно, на встрече с главой комитета по промышленной политике, я сказал прямым текстом: „Я жизнь прожил на производстве, работал с многомиллиардными оборотами, но не знал, что такое 44-ий и 223-ий федеральные законы. Я просто не понимал, что, оказывается, был счастливым человеком“», — сказал Хаустов.

С точки зрения главы кластера, эти законы нацелены на то, чтобы открыть дорогу жуликам и бракоделам. В приоритет ставится цена. Но хороший продукт не может быть дешевым, потому что в нем аккумулируются затраты на разработку, технологическую подготовку производства, контроль качества, аттестацию, налоги, заработную плату и многое другое.

«С контрафактом конкурировать очень сложно. Появился даже такой термин — „керосинка“. Знаете, есть разборка автомобилей, а есть разборка вагонов. Добытые таким образом детали выдают за новые. Однако это ставит под угрозу безопасность перевозки пассажиров, поскольку любой вагон — объект повышенной опасности. Не важно, идет ли речь о метрополитене, трамвае или железной дороге», — убежден Хаустов.

Поэтому он уверен, что единственная возможность нормальной конкурентной борьбы с таким контрафактом — обязать заказчиков проводить технический аудит предприятий-изготовителей комплектующих и создать список приемлемых, добросовестных поставщиков. Чтобы войти в такой перечень, производитель должен будет показать, что он собой представляет с точки зрения технологии, контроля качества, обучения персонала, охраны труда и другим показателям.

Вопросы качества и безопасности являются основными и для технологически продвинутого депо «Южное». Ориентировочно, жители и гости города смогут оценить его работу уже осенью. Андрей Лазарев рассказал, что в настоящий момент дирекция транспортного строительства проходит этап согласования нормативных документов и ждет положительного заключения Главгосстройэкспертизы.

«Я надеюсь, что уже осенью мы перережем ленточку и запустим депо вместе с тремя станциями Фрунзенского радиуса. Для „Петербургского метрополитена“ — это грандиозное событие. Ничего более масштабного в его истории не было. Ранее все депо запускались частями, небольшими этапами», — отметил он.

Посещение объекта вызвало у делегатов SmartTRANSPORT огромное количество вопросов, связанных не только с конкретным объектом, но и с будущим отрасли. На многие из них представители депо ответили конкретно и полно. Другие — требуют отдельного и обстоятельного обсуждения. Оно состоится в рамках круглых столов, которые ГУП «Петербургский метрополитен» проводит в следующие дни форума.