Smart-медицина по-питерски

Переход на электронные медкарты и «бережливый формат» поликлиник не всегда проходит гладко — пациенты жалуются, что система порой «виснет». Каково будущее «умной» медицины в Северной столице?


Чтобы медкарты работали без проблем, человечество придумало всего один инструмент — рынок. © Фото Дарьи Мироновой

Введение электронных карт и переход поликлиник на «бережливый формат» — с минимальным временем в очереди и автоматизированной записью — один из главных предвыборных тезисов новоизбранного губернатора Петербурга. На работу по новым стандартам уже перешли 37 детских и 14 взрослых медучреждений. Однако пациенты модернизированных клиник жалуются на то, что система часто «виснет» в самый неподходящий момент. «Росбалт» разбирался, готова ли городская медицина к переходу на новый формат и какие перспективы у «Электронной медкарты петербуржца»,. 

«Приходите завтра»

«Попала наконец в поликлинику № 87. Сколько уж про нее говорили: и самая передовая, и внутри — конфетка, по последней моде отделана, — бойко рассказывает Ирина, жительница Невского района. — И Беглов недавно сюда приезжал, и журналистов толпа целая набежала. Вот, приспичило — записалась к терапевту онлайн, чтобы направление на анализы получить…»  

Действительно, 87-я стала первым учреждением, где два года назад внедрили систему «Бережливая поликлиника». Тут провели реконструкцию и перепланировку, больных и здоровых пациентов разделили на два потока — чтоб не обменивались микробами и вирусами. На прием теперь можно зарегистрироваться через терминал — в том числе, с помощью «Единой карты петербуржца». А еще главврач с гордостью отчиталась, что все пациенты переведены на электронные медкарты, а время в очереди не превышает пяти минут. 

«Новенький светлый холл, терминалы блестят, сидения такие приятные, фисташкового цвета. Только недолго я восхищалась. Система у них зависла намертво. Все врачи же на компах сейчас, вот они и „думают“ вечно у них. К терапевту я не попала, домой отправили. Говорят: „Приходите в другой раз, только опять по записи“. Зря с работы отпрашивалась…» — заканчивает историю Ирина. 

Вспоминается похожий случай — знакомая так же безуспешно пыталась получить для дочки направление на анализ крови в детской поликлинике № 57 в Кировском районе. Из-за проблем с системой направление не дали. Схема аналогичная: направление получить можно только у участкового врача, а попасть к нему — лишь по записи. В итоге банальный анализ — это как минимум два похода в больницу, и то, если система нормально работает. 

И вопросы здесь не только к организации процесса, но и к новой электронной системе, к которой инфраструктура петербургских клиник, кажется, адаптирована еще не до конца.

Умнее с каждым днем

Внедрение различных систем в медицинских организациях города началось еще в 90-х. К 2013 году в Петербурге работали 11 медицинских информационных систем, которые интегрировали в единую городскую систему РЕГИЗ — «Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения». Сегодня такие системы работают в 223 из 247 медорганизаций

«Интегрировать было правильнее, чем заставлять всех переходить на какой-то новый единый продукт, — рассказывает Евгений Коган, главный специалист по информатизации здравоохранения СПб ГБУЗ МИАЦ. — Сегодня каждая медорганизация сама выбирает информационную систему, и сама финансирует ее внедрение и развитие. Эти системы интегрируются по единым для всех правилам с городскими сервисами: запись на прием к врачу, управление очередями, обмен данными лабораторных исследований, электронная медкарта». 

Сервисов регионального уровня в последние годы стало больше, в том числе, благодаря приоритетному городскому проекту «Электронное здравоохранение», который начали реализовывать в июне 2018 года. Так, за 2,5 года планируется создать 45 электронных сервисов. Сервисы для пациентов упростят их общение с электронной системой, сократят время по обращениям в поликлиники и позволят следить за здоровьем с помощью «Электронной карты петербуржца». 

Равнение на Москву?

Информатизация медицины в Петербурге идет даже быстрее, чем в Москве, уверен Геннадий Орлов, бывший директор МИАЦ, запускавший проект «Электронное здравоохранение». 

«Петербург в некоторых моментах впереди столицы, хотя затраты на информатизацию у нас ниже. Собянин говорил, что с 1 июня результаты анализов, сданных в московских поликлиниках, можно получать по электронной почте. Такой сервис появился у нас еще в 2017 году», — подчеркивает он.

Петербург стал первым городом в России, где еще в 2015 году появился единый справочник лабораторных тестов. На его основе в 2016 году запустили обмен данными лабораторных исследований между медицинскими организациями города. Без такого справочника столица не могла начать подобный проект. Электронную запись на прием к врачу в Петербурге тоже запустили раньше, чем в Москве. Сейчас через интернет в год осуществляется около 6 миллионов записей к врачу. В Москве же недавно отчитались о двух миллионах в год. 

«В Москве ЕМИАС — Единая медицинская информационно-аналитическая система — охватила только поликлиники, а первый стационар подключился к ней только в январе этого года. В Петербурге к началу 2019 года 90% медицинских организаций подключились к городской системе РЕГИЗ и передают всю информацию на „Электронную медицинскую карту петербуржца“», — добавил Орлов.

Почему сбоит? 

С тем, что медицинская система в Петербурге зависает регулярно, Евгений Коган не согласен:

«В Петербурге это явление нечастое. Например, последние сбои в подсистеме „Льготное лекарственное обеспечение“ были 2 и 4 месяца назад и продолжались 1-2 часа. Последний сбой в системе обмена данными лабораторных исследований был года полтора назад. Тогда проблему решали часа четыре. Как и в любых технических системах, единого рецепта здесь нет: надо следить за каждой частью системы, ставить резервные компоненты, аккуратно обновлять версии программного обеспечения».

Геннадий Орлов уверен, что главный вопрос на повестке дня — качество данных «Электронной медкарты петербуржца» и бесперебойность работы всех электронных сервисов. 

«Именно единичные случаи неработоспособности вызывают при постоянном использовании системы наибольший резонанс. Чтобы предотвратить эти сбои, требуется большая внутренняя работа. Во-первых, в медицинской организации, где должна бесперебойно работать внутренняя информационная система, и врачи должны вести медучет в электронном виде. Во-вторых, стабильно должна работать защищенная сеть передачи данных и серверные мощности Центра обработки данных. Сбоев не должно быть и в городской системе РЕГИЗ, которая аккумулирует воедино медицинскую информацию от всех поликлиник и стационаров. На ней же завязаны и все электронные сервисы на портале „Здоровье петербуржца“, порталы госуслуг и мобильные приложения».  

А что с ЭМК?

«Электронная медицинская карта петербуржца» представляет собой совокупность электронных персональных медицинских записей пациента, которые собирают, передают и используют городские медорганизации. Цель ее — обеспечить преемственность медицинской помощи между медучреждениями, причем, как государственными, так и частными — чтобы каждый врач владел полной информацией о здоровье пациента. 

В цифровую карту будут заносить талоны, выписки из стационаров, направления, прививки, эпикризы, заключения, данные о вызове «скорой», больничные и даже рецепты. Все это — без табу на «бумажки»: по просьбе пациента любой документ распечатают. 

Судя по данным сайта СПб МИАЦ, 90% клиник, подключенных к РЕГИЗ, уже передают информацию о случаях оказания медицинской помощи в ЭМК петербуржца. Электронные медкарты заведены на 88% пациентов, застрахованных в системе ОМС. В Смольном летом пообещали, что к концу 2020 года всем, кто обратился за медицинской помощью в детские поликлиники, будет оформлена ЭМК. Взрослые клиники и больницы полностью перейдут на них во второй половине 2021 года.

«Прогресс остановить невозможно, и мы перейдем на ведение и использование медицинской информации в электронной форме обязательно. Для того, чтобы медкарты работали удобно и без проблем, человеческое общество придумало всего один инструмент — рынок. Если выбор систем будет происходить на рыночной основе, как это принято в Петербурге, мы получим системы с хорошим отношением цена-качество», — уверен Евгений Коган.

Так или иначе, информационные реалии нового общества диктуют новые условия, и «по-старинке» лечить уже не будут. Наши смартфоны и планшеты тоже порой «тупят» — однако свою жизнь без гаджетов мы уже не представляем. Возможно, совсем скоро такой же неотъемлемой частью нашего бытия станет и ЭМК, и онлайн-походы к врачу, а рецепты, испещренные тайной клинописью, превратятся в нелепый анахронизм.   

Анжела Новосельцева