Posted 17 октября 2019,, 11:28

Published 17 октября 2019,, 11:28

Modified 1 февраля, 00:01

Updated 1 февраля, 00:01

Личный переводчик Далай-ламы рассказал, почему тибетское искусство приравнивали к порнографии

17 октября 2019, 11:28

Путь внедрения религии буддизма в искусство был очень долгим и трудным. Доходило до того, что в в ХХ веке некоторые искусствоведы называли тибетское искусство не иначе как «секс и агрессия», а многие даже приравнивали его к порнографии. Лишь по прошествии долгого времени ему удалось себя отстоять. Об этом на «Квартирнике» в пресс-центре «Росбалта» заявил востоковед и личный переводчик Далай-ламы Андрей Тереньтев.

«Если в двух словах описать, что такое буддизм, то это путь, ведущий к избавлению от страданий, который строится через преобразование сознания и психики. Возникает вполне закономерный вопрос: при чем здесь вообще искусство?», - отметил Тереньтев.

По словам эксперта, вопрос о том, насколько нужно искусство в буддизме, возникал с самого начала, еще при жизни Будды.

«В раннем буддизме не использовались изображения, тем не менее, чтобы выразить свои чувства, людям нужны была какая-то точка опоры. В качестве таких точек начали использовать дерево Бодхи, медитируя под которым, принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой, либо делались отпечатки стоп мудреца», - поведал искусствовед.

Примечательно, что первым городом в Европе, где появилось буддийское искусство стал именно Санкт-Петербург. Как рассказал Андрей Тереньтев, самым старым музеем, в котором стали собирать буддийские коллекции стала Кунсткамера.

«Почти сразу с открытием первого музея России – Кунсткамеры, в нем стали появляться буддийские изображения, которые передавались с восточных окраин империи, а также от калмыков, так как калмыки как буддийский народ вошли в состав империи в 1609 году», - рассказал эксперт.

Видео "Квартирника" можно посмотреть здесь.

Глобальные вызовы, с которыми столкнулась в последние десятилетия человеческая цивилизация, заставляют общество все больше прислушиваться к мнению ученых, мыслителей, философов, деятелей общественных наук. Проект «Квартирник» представляет петербургских интеллектуалов, которые ищут объяснения проблемам XXI века.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.