Posted 22 октября 2019,, 14:21

Published 22 октября 2019,, 14:21

Modified 1 февраля, 00:03

Updated 1 февраля, 00:03

Эксперты: монополизация грозит стагнацией всего рынка закупок малого объема

22 октября 2019, 14:21

В Совете Федерации 24 октября начнутся парламентские слушания по законопроекту, направленному на дальнейшее регулирование рынка госзакупок. Между тем эксперты отмечают, что излишнее административное регулирование в данной сфере без учета накопленного опыта и использования уже эффективно работающих технологий может отбросить регионы на 4-5 лет назад и отправить в корзину позитивные достижения, полученные за последние годы.

Стоит отметить, что система организации госзакупок в России делится на три уровня: федеральный, субъектовый и муниципальный. Два последних доступны малому и среднему бизнесу.

В течение последних трех лет именно на субъектовом уровне активно развивается формат электронных магазинов, которые представляют собой онлайн-торговые площади, предлагающие как «витрину» (поставщики размещают предложения товаров и услуг, а заказчик выбирает наиболее привлекательное), так и традиционный формат (заказчик формирует извещение, а затем акцептует оферты с ценами от поставщиков). Эксперты отмечают, что ими активно пользуются предприятия малого и среднего бизнеса.

При этом на федеральном уровне с 1 марта 2019 года может работать только одна площадка — единый агрегатор торговли «Березка». В то же время рынок довольно осторожно относится к такому решению. Например, по данным за июль 2019 года объем торгов на «Березке» составил всего 190 млн рублей. Это в 40 раз меньше торгов, проводимых в других электронных магазинах.

Однако уже 1 марта 2020 может возникнуть прецедент перевода всех закупок малого объема субъектового и муниципального уровня на ЕАТ Березка, то есть всего рынка полностью.

Эксперты отмечают, что у этого решения есть ряд недостатков. В первую очередь оно игнорирует накопленный опыт в отношении электронных магазинов, которые широко используются в регионах, а также способствует монополизации, а следовательно, стагнации рынка закупок малого объем и уходу от конкуренции, которая дает импульс развитию сегмента.

Кроме того, подобный шаг приведет к очередному перекраиванию сложившейся практики, что наверняка окажется крайне ресурсоемко как для заказчиков, так и для поставщиков, большинство из которых — субъекты МСП. В итоге, по мнению специалистов, переход к единому агрегатору приведет к сокращению экономического потенциала сегмента на неопределенный срок

Стоит отметить, что в регионах скептицизм по отношению к новому оператору объясняют желанием сохранить возможность выбора и уже ставшую привычной практику малых закупок. Участники торгов отмечают, нынешняя модель размещения закупок малого объема зарекомендовала себя с лучшей стороны и вряд ли стоит ее менять.

Так, председатель Комитета по госзаказу Санкт-Петербурга Александр Жемякин заявил о непрерывном росте доли закупок малого объема в Северной столице.

«В регионе активно работает Электронный магазин, который создан с учетом требований и запросов участников рынка. При этом развитие таких магазинов обязательно должно быть связано с Каталогом работ, товаров, услуг, чтобы все участники рынка понимали, сколько это стоит в разных магазинах, и что заказывает заказчик, и насколько это соответствует потребностям государства. Мы считаем, что дальнейшее развитие конкуренции среди операторов таких магазинов будет способствовать повышению прозрачности торгов и привлечения большего количества денежных средств в этот сегмент», — отметил он.

Напомним, эффективность инструмента электронных магазинов подтверждают цифры: в 2018 году общий объем торгов через такие площадки превысил 800 млрд рублей, а количество сделок превысило 20 млн штук. В 2019 году положительная динамика усилилась. Сейчас в среднем ежемесячно через электронные магазины проходит более 200 тысяч закупок на 8 млрд рублей.